?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От gerostratus

(А. Шопенгауэр)

Смерть - это вдохновляющий гений или музагед философии; поэтому Сократ и определял философию, как θαναουτ μελετη (подготовка к смерти (др.-гр.). См.: Платон. "Федон", 81 а.). Даже трудно представить себе, чтобы люди стали философствовать и в том случае, если бы не было смерти. Поэтому будет совершенно в порядке вещей, если мы дадим место специальному исследованию этого вопроса здесь, в последней главе самой серьезной и самой важной из наших книг.

Животное собственно не знает смерти; поэтому оно непосредственно наслаждается всем бессмертием природы, так как в ней сознает себя бесконечным. У человека вместе с разумом по необходимости является и ужасающая уверенность в неизбежности смерти. Но, - так как везде в природе каждое зло дается вместе с целебным средством или, по крайней мере, каким-либо вознаграждением за него, - та же самая рефлексия, которая дает нам знание смерти, помогает нам справиться с этим знанием, - помогает именно в тех метафизических воззрениях, которые утешают нас в этом и которые так же не нужны животному, как и недоступны для него. К этой цели главным образом направлены все религиозные и философские системы; следовательно, они - прежде всего противоядие, которое мыслящий разум выносит из своих собственных недр, чтобы противодействовать этой уверенности в неизбежности смерти. Но этой цели они достигают в очень различной степени; несомненно, что одна система религии или философии делает человека более способным, чем другие, спокойно смотреть в лицо смерти. Браманизм и буддизм, - которые учат человека смотреть на себя, как на первобытное существо, как на Браму, которому существенно чужды всякое возникновение и уничтожение, - принесут в этом отношении гораздо больше пользы, чем все учения, которые создают его из ничего и заставляют начинать свое бытие, полученное от другого, действительно с рождения. В соответствии с этим мы находим в Индии такое спокойствие перед смертью, о котором в Европе не имеют никакого представления. И, во всяком случае, очень сомнительное дело навязывать человеку, путем преждевременного обучения, недостаточные и несостоятельные понятия в таком серьезном деле и через это делать его навсегда неспособным к восприятию понятий более правильных и более состоятельных. Так, например, учат, что он недавно еще был ничем и, следовательно, в течение всей вечности был ничем, но что он все-таки должен быть бессмертным в течение всего будущего. Это в сущности равносильно тому учению, будто бы он, будучи целиком делом другого, все-таки на всю вечность должен быть ответственным за всю свою деятельность и поступки. Когда при большей зрелости ума и при большей вдумчивости, он ясно заметит несостоятельность таких учений, - он уже не будет в состоянии поставить на их место ничего лучшего; он уже не способен больше понимать что-либо другое и поэтому лишается утешения, которое ему предназначила природа в замену уверенности в неизбежности смерти. Как следствие такого хода развития, мы видим в настоящее время (1844), в Англии, среди испорченных на фабриках рабочих - социалистов, и в Германии, среди испорченных студентов - нео-гегельянцев, - людей, которые спускаются до абсолютно физических воззрений, что в конце концов ведет к результату: edite, bibite, post mortem nulla voluptas (ешьте, пейте, - после смерти нет наслаждения); в этом смысле такое учение можно определить, как бестиализм.

Полный текст

* Оригинальный пост

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 38 комментариев — Оставить комментарий )
smzrtski
18 янв, 2014 05:43 (UTC)
мне нравится что в снах нет зла. и что это мир уходит, а мы остаемся)
val000
18 янв, 2014 05:50 (UTC)
Смотря какие сны: бывают ведь и кошмары.
destroy2build
18 янв, 2014 05:53 (UTC)
и ничего от этого не меняется
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 14:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 14:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 14:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 15:24 (UTC) - Развернуть
smzrtski
18 янв, 2014 06:01 (UTC)
так понимаю, по Шопенгауэру, да и по-моему тоже, кошмары следствие еще "непробудившегося" в этом мире сознания, так сказать сырец,- например сон рабочего-социалиста)
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 06:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 14:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - smzrtski - 19 янв, 2014 05:28 (UTC) - Развернуть
destroy2build
18 янв, 2014 05:52 (UTC)
он тут называет цель и сам же опровергает её целесообразность. в выдержке это звучит совсем некорректно. тот же буддизм намного, намного более практичен и обширен, приближаясь не к средству утешать психологические комплексы, психотравмы, а к многофункциональному инструменту и системе, готовящей человека,обучающей пользоваться этим инструментом. феноменология а не противоядие. я не уверен, что первым начали искать противоядие. это разум поначалу был ядом, помните?
val000
18 янв, 2014 14:10 (UTC)
Целесообразность какой цели он опровергает?
destroy2build
18 янв, 2014 14:13 (UTC)
масштабный вывод
К этой цели главным образом направлены все религиозные и философские системы; следовательно, они - прежде всего противоядие, которое мыслящий разум выносит из своих собственных недр, чтобы противодействовать этой уверенности в неизбежности смерти.
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - destroy2build - 18 янв, 2014 14:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 18 янв, 2014 14:17 (UTC) - Развернуть
cat_in_mind
4 мар, 2014 12:17 (UTC)
желание избежать смерти - вполне понятное желание.
правда непонятно (хотя и типично) - что до сих пор связывают отрицание "бессмертия души" и аморальность
val000
4 мар, 2014 13:24 (UTC)
Связать можно что угодно, но узел не всегда красиво выглядит.
val000
12 мар, 2014 17:35 (UTC)
Присоединяйтесь к нашему сообществу "Над суетой"!
gerostratus
4 мар, 2014 17:53 (UTC)
Задаю себе тот же вопрос: "Когда во мне возникла "ужасающая уверенность в смерти"? Насколько я помню, а я помню себя чуть не с 2-х летнего возраста - в ранние детские годы не было даже близко представления о чем-то подобном. Хотя насколько я помню, Разумом я тогда уже вполне обладал. Стало быть представление о Смерти не заложено "изначально" в Разуме. Получается, это только отражение посюстороних реалий - человек (тело) приходит, человек (тело) уходит. Без адекватного понимания того, что происходит. Отсутствие понимания и вызывает страх.
val000
4 мар, 2014 18:09 (UTC)
Считается, что до 5 лет дети не понимают смерть.
(без темы) - gerostratus - 4 мар, 2014 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 4 мар, 2014 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gerostratus - 4 мар, 2014 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 4 мар, 2014 19:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gerostratus - 4 мар, 2014 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 4 мар, 2014 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gerostratus - 4 мар, 2014 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 4 мар, 2014 20:50 (UTC) - Развернуть
shatff
21 июл, 2015 18:49 (UTC)
Странным образом в современном обществе ощущение своей смертности заметно ослабло... Или кажется?..
val000
21 июл, 2015 18:57 (UTC)
Не знаю как там у Вас, а у нас в США настолько далеко ушли в эзотерике и здесь настолько сильна религиозность, что они уж будто по ту сторону жизни и смерти живут :) Мне так кажется.
livejournal
21 июл, 2015 20:24 (UTC)
Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существ
Пользователь vv_vv сослался на вашу запись в своей записи «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа» в контексте: [...] вопроса здесь, в последней главе самой серьезной и самой важной из наших книг. ( Читать дальше... [...]
( 38 комментариев — Оставить комментарий )