Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Психология азартных игр и игрока: юнгианский взгляд.

От afina_psy
(Анна Демешина)

Какие процессы происходят в психике игрока во время игры? Что заставляет его вновь и вновь делать ставки, подвергая опасности собственное благополучие? Какие силы вырываются из темных и теневых уголков его души?

В момент азартной игры происходит снижение уровня сознания и человек погружается в глубокий океан бессознательных сил и явлений. С точки зрения юнгианской психологии, та сила в бессознательном, которая захватывает нашу волю, называется автономным психическим комплексом, имеющим свой архетипический заряд и свою энергичную волю к реализации. Какие же комплексы имеют власть над игроком?

В некоторых случаях можно сказать, что азартный игрок одержим комплексом Мана-личности. Мана-личность — это архетип могущественного человека, мага, колдуна, выдающейся личности, способной повелевать людьми и судьбами. Такие игроки любят игры, где есть возможность повлиять на ход событий - например, посчитать вероятность выпадения того или иного числа или запомнить карты у соперника. В тот момент, когда крутится волчок рулетки или сдаются карты, человек чувствует себя способным, выражаясь фигурально, «схватить бога за бороду» — превзойти обыденность и стать равным небожителями. Выигрыш является зримым подтверждением власти и могущества такого игрока.

В каком-то смысле, можно сказать, что игроком, одержимым Мана-личностью, движет жажда духовности, инстинктивное стремление выйти за рамки и ограничения физической реальности. Игра в этом смысле — такой же путь получения духовных даров, как и наркотик. И также, как и наркотик, она имеет свою роковую цену - жизнь и здоровье человека.

Еще одним архетипический комплексом, вовлекающим человека в круговорот игры, является Пуэр - «вечный ребенок». Пуэр или, в женском варианте Пуэлла, стремится к сильным впечатлениям без излишней рационализации. Игра ради игры. Игра как удовольствие, не зацикленная на получении выгоды или практической пользы. Игра как риск, противостоящая безопасности и комфортности обычной жизни. Игра как снятие груза ответственности, как передышка от взрослой жизни, с её ограничениями и условностями.

Игрок, которого толкает в круговорот игры этот комплекс, не так сосредоточен на выигрыше, как игрок с Мана-комплексом. Скорее всего ему нравится сам процесс игры, той эмоциональной легкости и куража, которые она ему дает.

Юнгианский аналитик Билли Курри, в своей работе "Госпожа Удача. Юнгианский анализ игры и игрока" отмечала также родительский аспект в фигурах, отвечающих за ход игры — Отца Рока и Госпожи Удачи. Игрок пытается избежать отцовского гнева — рокового проигрыша и стяжать благосклонность матери — Госпожи Удачи. Бросая кости, он стремится поймать любящий взгляд матери, прильнуть к ее благодатной груди, полной молока. Такие игроки, как правило, имеют оральный комплекс в структуре характера в виде недокормленного младенца, отчаянно нуждающегося в материнской заботе и ласке. Они ждут от мира «чудес» в виде внезапного выпадения «джек-пота», который избавит их от власти строгого Отца, принуждающего к монотонной дисциплине и регулярному труду.

Если вы хотите узнать какой архетипический комплекс движет вами, познакомиться ближе со своим внутренним игроком и ослабить его влияние на вас, подумайте, что придаёт вам энергии, что зачаровывает в игре — чувство власти и могущества, ощущение праздника без обязательств, риска и азарта или же жажда быть насыщенным и обогретым Госпожой Удачей? А может быть что-то еще?

В каких сферах жизни, вы могли бы задействовать своего внутреннего игрока, для каких дел он мог бы стать хорошим ресурсом и опорой? А в каких сферах лучше было бы обойтись без него?

И да прибудет с вами Госпожа Удача!

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Анна Демешина, Вектор, Психология, Юнг
Subscribe

  • Самолюбие и Вселенная

    От larkin_donkey (Анна Ставели, перевод Андрея Коклина) Когда человек внутренне меняется, меняется и его взгляд на Вселенную, в…

  • Праведность

    От larkin_donkey (Анна Ставели, перевод Андрея Коклина) “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не…

  • Игра в Бога

    От lebo35 (Магдалена Капусциньска, перевод Льва Бондаревского) У меня во дворе ребята чаще всего играли в войну. Грабили,…

promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments