Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Остатки языческих обрядов в Белоруссии

От val000
(Записки виленского этнографа Л. Киркора, 1839 г., переложение на современный русский Валерия Аллина)

Купала
Вечером, накануне праздника святого Иоанна, крестьяне вбивают большой кол, обкладывают его соломой, а на верху привязывают сноп. Это называется у них Купала. В сумерки зажигают его, и вдруг множество поселян, наряженных в праздничные одежды, собираются к огню, неся березовые прутья. Эти прутья они бросают в огонь, приговаривая: «Чтобы мой лён был так высок, как эта хворостина!». Некоторые ещё прежде, чем бросят их, три раза оббегают вокруг костра. Женщины и молодые мужчины поют:

«Купала на Ивана,
Где Купала ночевала?
Купала на Ивана,
Купала на Ивана,
Что Купала ела»
и т. д.

Когда костёр истлеет до половины, молодые парни прыгают через огонь; женатые же и вдовцы лишаются этой чести; женщины приносят вареники, сделанные из гречневой муки и едят их.

Потом следует пляска у костра, огонь которого беспрестанно поддерживается новым хворостом и соломой. В эту торжественную для них ночь крестьяне не оставляют лошадей в поле, но запирают в стойла. Они боятся, чтобы ведьмы не взяли их ехать в Киев, потому что в эту ночь, по их словам, ведьмы слетаются там на Лысой горе. Это мнение распространено не только между крестьянами, но и между многими Белорусскими помещиками.

На воротах, где заперты лошади, вешают освященную восковую свечу, и, говорят, ведьма всегда её грызёт, желая очистить себе путь к лошадям. Женщины употребляют это же средство (прим. освященную свечу) для сохранения у коров молока, которое ведьмы, вероятно для ужина, в эту ночь отнимают, и до такой степени, что корова, которую сосала ведьма, уже по крайней мере, целый год не даст молока.

Если спросить у Белорусского крестьянина, кто был этот Купала, которого они так славят, он скажет вам: «А я знаю? Мы делаем это, как и наши предки делали."

В таком виде сохранилось празднество древних славян: они когда-то так же праздновали день Купалы, бога плодов земных, принадлежавшего к разряду высших богов. Предки наши, в начале жатвы всегда приносили ему жертвы, для чего на поле разжигали большие костры. Юноши и девицы, украшенные венками, пели и плясали вокруг этих огней, прыгали через них и так же перегоняли свои стада, спасая их от лесных духов.


Праздник русалок
У белорусов есть поверье, что маленькие дети, умершие некрещёными, превращаются в русалок и живут в рощах, качаясь на ветвях деревьев. Завидев прохожего, они обыкновенно кричат ему: «Иди к нам на качели, будем качаться!». Но горе тому, кто, поверив этим приглашениям, осмелится навестить их: несчастного найдут изуродованным и растерзанным. Коварные русалки защекотят его до смерти. Правда, есть средство спасения от них: прохожему стоит только показать что-нибудь стальное, и Русалки тотчас убегают, подобно змее от медуницы (прим. трава, отпугивающая змей).

Несколько лет назад, говорят трусливые земледельцы, ещё являлись русалки: это случалось обыкновенно около Троицына дня. Они жили на деревьях около дорог: связывали ветви и качались на них. Теперь уже они исчезли, и вероятно никогда не покажутся, потому что священники их прокляли. Однако ж суеверная сельская молодёжь в Белоруссии и теперь ещё на Троицын день боится ходить в рощи, а если и отваживается, то не иначе, как толпою.

Русалки считаются у них недобрыми духами, и белорусские крестьяне, от Троицына дня до следующей недели, не смеют ни ставить новый забор, ни строить новую борону, потому что разгневанные русалки выместят злость свою на коровах и лошадях. Прочие работы позволяются.

Праздник русалок начинается на второй день Троицы. Селяне и селянки идут в рощу: здесь девушки на ветвях деревьев свивают венки. Каждая свивает их столько, сколько имеет близких людей. При этом все поют:

«Русалочки,
Земляночки,
На дуб лезли,
Кору грызли,
Свалились,
Побились,
Троица!"


Кончив вить венки, составляют хоровод, пляшут под звук скрипки, и поют:

«Мы веночки завили,
Водочки попили
И яичницу поели!"


После этого незамужние обмениваются кольцами в знак дружбы. Потом старшая женщина садится на землю, берёт пук крапивы, привязанный к шесту и притворяется дремлющею за прялкой; остальные взявшись за руки, скачут около неё и поют песни. Сидящая женщина стремительно вскакивает, делает страшные прыжки, и сечёт их крапивой по рукам. Те с хохотом рассыпаются. Мужчины в игре не участвуют, оставаясь праздными зрителями.

Так заканчивается «свивание венков». В следующее воскресенье, селяне собираются осматривать и развивать их. Те венки, что не изменились и не засохли, предвещают долгую жизнь людям, на чьё имя они завивались. Теперь их развивают с песней:

«На Троицу мы венки вили
На разгары (прим. так называется эта неделя) развиваем» и т. д.

Засохшие венки бросают в воду: если они плавают, то это предвещает по крайней мере ещё год жизни, а если тонут, то нужно ожидать скорой смерти. Это, по их словам, истина, утверждённая веками.

(Из «Опыты в русской словесности», Вильна, 1839 г.)

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Литература, Перевод, Эзотерика
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments