Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

О музыке

От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)

"Словно семь заветных струн
Зазвенели в свой черед,
То мне птица Гамаюн
Надежду подает..." Владимир Высоцкий
То, о чем Вы спрашиваете – это большие вещи. Знание устройства музыки и знание пропорций – это одно знание: знание законов построения и работы октав. Если знать это, можно знать и многое другое. То есть, Вы хотите знать, как устроен наш мир, не больше и не меньше. Ну что ж, заявка неслабая...

В виде примеров школ, владеющих таким знанием, можно упомянуть школы, связанные с суфийской традицией Накшбанди, и некоторые буддийские школы.

С каждым из этих направлений связаны свои трудности. Подлинную суфийскую традицию, как известно, трудно найти. На нахождение ее могут уйти годы. В конечном счете, как я писал, школа может найти Вас, а не Вы школу (*1).

Буддийскую школу такого направления, я полагаю, найти легче. Одна маленькая проблема: готовы ли Вы, если потребуется для того, чтобы получить нужное знание, оставить мир и стать буддийским монахом? (*2)

И что Вы подразумеваете под «очень хотите»? Чем Вы готовы пожертвовать? Сколько лет Вы готовы ждать и искать – 5? 10? 15? Через столько лет от Вашего желания может ничего не остаться. Другие интересы могут занять место нынешних. Или нет?

То, что Вы упомянули, относится к Знанию с большой буквы. А оно требует большой жертвы, на которую способен только тот, у которого действительно сильный интерес. Если Вы из таких людей, то тем лучше...

*
«Научись на гармошке игра-а-ать»
Если Вы считаете, что Ваш интерес именно таков, не стоит терять времени. Есть и другой путь кроме непосредственного поиска школ. А именно: Вы можете изучить все, относящееся к этому вопросу, что доступно и без школ. Такого знания много. Не имеет значения, сколько времени и сил на это уйдет, если Вас эти вопросы действительно интересуют. В современном Суфизме есть мнение, что учиться без книг должны те, кто извлек из книг все, что можно извлечь (*3). (Да и не только из книг). Если Вам удастся стать специалистом в интересующих Вас вопросах, но Ваше знание по-прежнему не будет Вас удовлетворять, вот тогда у людей, обладающих более высоким Знанием, будет резон Вам помочь. Став экспертом (в возможной для Вас степени) в означенных вопросах Вы, тем самым, подтверждаете серьезность Ваших интересов и намерений.

Конечно, школы заинтересованы в учениках, но не в их количестве, а качестве. Человек, у которого хватило силы воли и интереса сделать большую работу и стать кем-то, гораздо больше сможет и сам получить, и сделать для школы. А тот, у кого короткое дыхание, не преуспеет ни там, ни тут... (*4).

Помощь тоже подчиняется закону октав: она предоставляется в интервалах. Человек должен дойти до границы своих возможностей, и тогда толчок, который он получает, послужит правильному и гармоничному развитию. То есть выведет на новое поле деятельности, и – вперед!..


Тяжелый труд овладевания доступными знаниями не противопоставляется контакту со Школой. (Иногда думают, что эзотерические школы – это что-то вроде лекций в университете.) Трудиться придется и так, и так. Принцип помощи в интервалах сохраняется, даром ничто не дается. На решение какой-то проблемы могут уйти годы. Жалко? Но они уйдут в любом случае, даже если и не заниматься...
*

"Маэстро, дайте «ля»!"
Преимущества Школы хотя бы в том, что она дает направление поиска. Иначе легко сбиться на боковую дорожку, которая никуда не ведет. Можно потерять много времени. Поэтому в случае большого «перекрестка», «развилки» дороги можно получить указание у Школы. К тому же, как уже было указано, новая идея, взгляд, подход, метод могут быть подсказаны в интервале. Это как бы новое задание каждый раз. Естественно, более трудное, но и сам человек набирается сил и опыта.

Наглядным примером может служить глава «Эннеаграмма и неоплатонизм» В. Еремеева (*5). Тема очень интересная, автор толковый и эрудированный. Пишет интересно. Проделал большую работу. Но, к сожалению, он исходит из искаженной и неполной модели эннеаграммы Гюрджиева и поэтому многое, что строится на этой модели, теряет смысл (*6). Это еще раз демонстрирует факт, что ума и эрудиции недостаточно. Без ключей дверь не отпереть. Во всяком случае, эту...
*

«У нас одна святая к музыке любо-о-овь..» (Пела Алла Пугачева)
Для того, чтобы привлечь помощь Школы, интереса и настойчивости недостаточно. Одно из условий успеха – наличие правильной цели (*7). Чистая любовь к знанию, желание понять – одна из составляющих правильно сформированного магнетического центра. Если целью человека (или даже одной из целей) является не постижение Законов, а писание книг, то у него немного шансов привлечь помощь Свыше. Как говорится в одном украинском анекдоте про слона в зоопарке: «Зъисть то вин зъисть, та хто ж йому дасть»...

*

"Песне ты не скажешь «до свиданья»,
Песня не прощается с тобой..."
Вы пишете: «Я ищу не какие-то методы работы над собой, самосовершенствование и тд тп. Я, к примеру, очень хочу понять как устроена музыка.». Тут налицо некое противоречие.

Понимание, согласно системе Гюрджиева-Успенского, есть функция трех (или более) центров. До сих пор речь шла, в основном, об интеллектуальном знании (что тоже, впрочем, труднодоступно). Но ведь интеллект – это довольно грубый инструмент и уж, во всяком случае, не единственный. А как насчет эмоций? Разве можно приблизиться к пониманию музыки (как и более общих законов гармонии и пропорций) без их помощи, а только одним умом? А как насчет красоты, еще одного (из многих) аспекта восприятия этих же законов?

Любая подлинная эзотерическая традиция старается привести именно к этому – к пониманию гармонии мира. И осуществляется это путем настройки человека на эту гармонию (*8). В суфийской традиции (как и в других) практикуется постепенная гармонизация всего человеческого существа. Гармония центров, гармония вибраций, гармония цветов... (*9). (Иногда знание такого рода на Западе называют оккультной анатомией). Результат совершенствования учащегося проявляется, с одной стороны, в расширении его восприятия, а с другой стороны, в постепенной гармонии: с Учителем, с группой, с Традицией, с развивающимся Космосом... И это отнюдь не метафора, а, скорее, математика. Человек может стать своего рода музыкальным инструментом (*10). Арфой. Флейтой под пальцами Кришны. Через флейту, стонущую в разлуке, к полному слиянию...

Впрочем, судя по письму, Вас интересует не самосовершенствование, а только интеллектуальное знание. (Правда, тогда Вам со школами может быть не по пути - у них свои задачи.). Ну что ж, материала для ума тоже хватает. Такие титаны, как Иоганн Кеплер (*11), посвятили этим вопросам жизнь. Да, охватить умом Гармонию Сфер... Можно только преклонить колени.

А вот про Пифагора предание утверждает, что он еще и слышал Гармонию Сфер...

*

"Свой тайный смысл доверят мне предметы..." (Между прочим, также исполнялось Аллой Пугачевой. Ну надо же, какое совпадение!)
Для интеллекта знание законов, связанных с октавами, может открыть совершенно новые возможности, даже в научной области. Становятся возможными иные подходы к ряду математических вопросов, таких как дроби, иррациональные числа, понятия конечности и бесконечности и др.

Более того, возможно построение «иной» математики на совершенно новых принципах. Правда, это может оказаться не «открытием», а, скорее, реконструкцией некоторых древних систем, от которых сохранились только отдельные фрагменты в так называемой «истории науки» (*12).

_______________________________
Примечания:
*1 См. О нахождении школы
*2 Я редко касаюсь вопросов, связанных с Буддизмом, из-за недостатка знакомства с этим предметом. Тем не менее, я испытываю к Буддийской традиции большое уважение и даже любовь. Хотя у меня свои задачи в жизни и путь монаха мало подходит для моей беспокойной натуры, но начиная с самого раннего знакомства, пусть поверхностного, с идеями Буддизма, в этом пути для меня всегда присутствовало какое-то тайное очарование. И волшебство этих слов: «Я прибегаю к Будде, я прибегаю к Дхарме, я прибегаю к Сангхе»...
*3 Это отностится к нам, «простым смертным», хотя может относиться в меньшей степени к людям со специальными способностями. Но у них и задачи могут быть другие... См. Обучение без книг
*4 Так уж получается в результате неправильного образа жизни, воспитания, образования и пр., что у людей, у которых больше развиты воля, целеустремленность, смекалка и пр., формируются цели, связанные с преуспеянием в жизни, в то время как идеями «Работы» часто интересуются люди, у которых не сложилось преуспеть «в миру». Печально, но, впрочем, закономерно...
*5 Глава 1 из книги: Еремеев В. Е. «Теория Психосемиозиса и Древняя Антропокосмология». Я остальную книгу не читал, но эту главу просмотрел. К сожалению, не было времени разбираться серьезно в системе Еремеева, хотя интересно. Даже если автор и не достиг той цели, которую ставил, сама попытка вызывает уважение. Не так много людей имеют достаточно желания и настойчивости (не говоря уже о способности), чтобы строить синтетические системы...
*6 По этой же причине автор, справедливо указав на связь каббалистического древа Сефиротов (как и Таро) с эннеаграммой, не смог эту связь убедительно продемонстрировать. Еремеев считал, что причина этого – искажения, внесенные в Каббалу. Они, действительно, имеют место, но, кроме того, искажена и эннеаграмма.
*7 См. О тайнах эзотеризма Гл. V
*8 См. ранний опус о Луне
*9 См. Примечание «Латаиф» к книге Идриса Шаха «Суфии»
*10 "Так Ангел Ветхого Завета
Нашёл соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною Ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на нем сыграть." Р. М. Рильке. Созерцание
*11 Johannes Kepler. The Harmony of the World
*12 Например, для нас, сжившихся с привычными представлениями, могут показаться надуманными и дикими идеи вроде арифметики, в основе которой лежат не наши, «родные», четыре арифметических действия. Тем не менее...

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Виктор Олсуфьев, Гурджиев
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments