От
(Эмиль Сокольский)

Направляясь летом 1695 года со своим войском на Азов, Пётр I обратил внимание, что исток Камышинки, «волжской» реки, всего верстах в пяти от истока «донской» Иловли. И его осенило: соединить Волгу с Доном, Каспийское море с Чёрным в условиях затяжной войны с Турцией было бы весьма кстати. Осенью следующего года на «сидении» с боярами решение утвердили; проект одобрила вскоре французская Академия наук.
К земляным работам, которые велись в составе 35 тысяч человек, приступили весной. Прорыли 4 километра канала, установили шлюз. То, что случилось далее, главного инженера Брекеля заставило содрогнуться: лишь пустили воду, как шлюз сорвало, и она хлынула под запертые ворота. Не теряя времени, Брекель бежал за границу, откуда, стараясь соблюсти достоинство, написал государю: во всём виноват князь Голицын, начальник работ! – был недоброжелателен, чинил препятствия…

Замысел Петра много лет спустя всё-таки вспомнили в Российской Академии наук. Междуречьем Камышинки – Иловли в течение трёх лет занимались астроном Георг Ловиц и его помощник Пётр Иноходцев. В 1774 году Ловиц был схвачен войском Пугачёва и повешен; Иноходцеву едва удалось спастись. Обследования прекратились – на сей раз окончательно.
…Будучи однажды в Камышине, я не удержался от соблазна проехать в Петров Вал и взглянуть на остатки петровских каналов. Улица, которая тянулась вдоль путей, окончилась у переезда. Там-то и выросла цепь глинистых бугров; они обрывались у железной дороги (их срыли при строительстве). Бугры оказались двумя рядами валов, поросших бледно-седой полынью и сорняками; по вершинам бежали тропинки. Пространство между валами занимала голая впадина в виде бесконечной длины корыта. Ровные склоны, ровное дно; зрелище, странное в своей бесцельности…
* Оригинальный пост
(Снимки автора)
Содержание
Community Info