(Виктор Олсуфьев)
Часто учителей несколько. Можно пользоваться терминологией Кастанеды (пренебрегая тем, что он её меняет время от времени). Скажем так: у Карлоса был один Учитель - Дон Хуан - и несколько бенефакторов: Хенаро, Сильвио Мануэль, Флоринда и др. Учитель ставил ученика под воздействие того или иного бенефактора в зависимости от необходимости.
Такая тактика распространена довольно широко в школах (я имею в виду только обучение без ухода от жизни, исключая монастыри и другие школы, практикующие изоляцию. Те строятся по другим законам, хотя некоторые принципы могут быть общими и с ними). Учитель может посылать ученика к другим учителям («бенефакторам»), каждый из которых как бы шлифует отдельную грань камня, пока он весь не будет отшлифован.
Я попробую использовать следующую метафору. Представим себе свалку старых машин. Неважно, что сами они считают себя вполне полноценными. С другой точки зрения они – ничто, потому что машины были созданы для того, чтобы ездить по дорогам, а они не могут этого делать.
Существуют специалисты, которые знают машины досконально. Вот один из них идёт по свалке и его взгляд скользит от одной развалины к другой. Это всё не то. Вот, кажется, что-то подходящее. Он подошел, посмотрел внимательно: нет, и это не то. Серьезная поломка, чинить невыгодно. Денег и времени (то есть энергии) уйдёт много, за это можно починить две или три других. Ведь машин старых много, а мастеров мало.
Ага, вот вроде эту можно привести в порядок. Он отволакивает её к себе в мастерскую. Составляется список дефектов. Составляется план их устранения. Конечно, сперва нужно устранить самые грубые неисправности, а затем уже более мелкие (сперва шлифовка, затем полировка).
Некоторые (или многие) неполадки этот человек может устранить сам. Это зависит от того, какова его специализация и каковы неполадки. Остальные устраняются отдельными специалистами: электрик должен сделать электрическую часть, кузовщик - свою работу, и так далее, пока машина приведётся пусть не в совершенный вид, но хотя бы в такой, чтобы она могла уже служить своей цели.
Бывает, что один человек может сделать практически всё. Или так совпало, или он настолько универсальный специалист. Тогда учитель является и бенефактором. Иногда нужна помощь других. Иногда специалисты работают кучно, как в большой мастерской. (Пример – команда Дона Хуана). Иногда нужно везти машину в другую часть города, может быть довольно далеко, это зависит от типа неисправности и специализации мастера.
Что важно, так это то, что в каждом случае решение прнимается индивидуально. Не существует общего рецепта. Конечно, есть наработанные методики ремонта, но какие методы в каком случае и в какой последовательности применять может решить только специалист. Для этого он должен обладать полным пониманием (вИдением). К тому же модели меняются, меняются и характерные для каждой модели неисправности. Изнашиваются матрицы. Больше халтурят на заводах...
Конечно, эта метафора далека от совершенства: ведь некоторые починенные машины не могут сами стать механиками. Ну ладно, пусть будет не машина, а человек со многими болезнями, и не механик, а врач... Главное, не цепляться механически к метафорам а уловить главную идею.
Таким образом, у каждого ученика, который учится у настоящего учителя, столько бенефакторов, сколько ему требуется, таких, каких ему требуется, и они делают для него или с ним то, что требуется для его развития. Бенефакторы могут быть такого же уровня, как и учитель, или ниже, или выше – это забота Учителя, а не ученика. Его забота – добросовестно учиться тому, чему его учат. (Например, мой друг рассказывал мне о по крайней мере одном своём бенефакторе, который жил не в городе, а высоко в горах.)
Поэтому нередко ученика посылают от одного наставника к другому. При этом внешне может казаться, что учения этих бенефакторов противоречат друг другу, или даже враждебны друг другу. Но это только со стороны. Те, кто ЗНАЮТ, - знают, что они делают. Даже религиозные убеждения не являются решающими. Например, Гюрджиев, который родился и умер православным христианином, учился в мусульманских школах и не должен был для этого принимать ислам. Потому что Знание выше религиозных догм.
Так же точно и политика не является преградой. Примером может служить то, как во времена Крестовых походов, Ричард Львиное Сердце поддерживал дружеские отношения с воевавшим против него султаном Саладином, который по всем понятиям (НАШИМ понятиям) должен был бы быть его злейшим врагом. Более того, он даже, кажется, выдал за него (или кого-то из его приближенных, не помню) свою сестру (*2).
О некоторых важных принципах и методах обучения написано в книге Р. Лефорта (*3). Книгу эту, несмотря на множество реалистических деталей, не следует рассматривать как документальную. Подобно книгам Кастанеды, она скорее иллюстрирует некоторые важные принципы обучения.
Возвращаясь к метафоре, нужно заметить, что попадаются, хотя и редко, машины в хорошем состоянии, иногда почти без дефектов, и притом ценных моделей. Их ценят, даже ждут, когда они появятся. Соответственно, им больше уделяют внимания. Чем лучше машина – тем больше цена. Например, будущего Далай-ламу не только отбирают с детства, но и воспитывают и обучают учителя высокого класса. (Мне об этом кое-что рассказыввал мой друг). И понятно, ведь тот, обладая особыми способностями, и усваивать способен существенно иначе, чем другие. Это же относится и к обучению тех, которые впоследствии становятся большими Мастерами во всех Традициях. Насколько мне известно, это характерно для всех истинных Путей.
==============================
*1 Я употребляю слово «бенефактор» вместо русского «благодетель» потому что русский читатель знаком с этим термином по переводам Васи Максимова, и именно это слово было употреблено в вопросе.
*2 Scott, Ernest. The People of the Secret
*3 Рафаэль Лефорт. «Учителя Гурджиева»
* Оригинальный пост
(Снимок Андрея Саликова mevlevi)
Содержание
Community Info