(Тихон Токарев)
Иногда я задаюсь вопросом: как бы развивалось творчество великих мастеров, чья жизнь оборвалась в расцвете сил, проживи они подольше? Например Караваджо. Думаю, его манера развивалась бы в сторону большей живописности. Возможно, он двигался бы в том же направлении, что и Тициан, или Веласкес, но колорит у него был бы не столь изысканный, а живопись бы отличалась большей суровостью (что-то вроде Креспи?). И, скорее всего, современники и ближайшие потомки не оценили бы его достоинству, как не оценили позднего Рембрандта и того же Веласкеса.
Так, или иначе, караваджизм вылился к середине 17 века в вариант барокко, точнее, в варианты, хотя разные художники шли к этим вариантам разными путями. Самого же Микеланджело Меризи я бы ни в коем случае не относил к барочным художникам.
Примером постепенного "обарочивания" караваджизма может служить творчество Маттиа Прети (1613-1699). Прети вышел из неаполитанской школы (целиком и полностью обязанной своим существованием Кааваджо и давшей немало выдающихся художников, многие из которых заслуживают большей известности), учился у караваджиста Караччоло, долго работал в Риме, но в 1653 г. вернулся в Неаполь. В 1660 г. он стал мальтийским рыцарем. Маттия Прети - обладатель яркой индивидуальной манеры, которую сложно спутать с кем-то иным, в этом плане его можно сопоставить с выдающимися (пост)караваджистами: старшими современниками Риберой и Валантеном, и близким по возрасту Бернардо Каваллино. С последним его многое сближает, но Каваллино изящнее, а Прети более резок и экспрессивен. Пожалуй, он не был вундеркиндом, его ранние работы (созданные, впрочем, уже после двадцати лет) несколько жестковаты, но после тридцати его талант разворачивается в полную мощь. (В старости он сдал, но это естественно).

Автопортрет. Ок. 1695

Концерт. Ок.1635

Концерт. 1630-е

Концерт. 1630-е

Шут с гитарой. 1630-е

Коронование терновым венцом

Св. Павел Отшельник. Ок. 1675 (?)

Св. Павел Отшельник. Ок. 1660

Гомер

Встреча Марии и Елизаветы (а также Иосифа и Захарии)

Чудо со статиром

Смерть Софонисбы. После 1650

Смерть Софонисбы

Мать, приводящая своих детей ко Христу

Велизарий, просящий милостыню. Ок. 1660-1665

Чудо Св. Панталеона. Ок. 1635-1640

Распятие Св. Петра.

Распятие Св. Петра. 1650-е

Еcce Homo. Ок. 1656-1666

Юдифь с головй Олоферна перед народом

Юдифь и Олоферн

Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу

Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу. Ок. 1660

Эрминия

Платон и Диоген. 1649

Саломея с головой Иоанна Крастителя

Пир Ирода. ок. 1656-1661

Пир Ирода. Ок. 1655

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Ок. 1640

Проповедь Иоанна Крестителя. Ок. 1665

Иоанн Креститель, обличающий Ирода. Ок. 1662-1666

Поклонение пастухов. 1660-е

Поклонение пастухов. Ок. 1645

Распятие Св. Андрея. 1651

Св. Андрей. Эскиз

Казнь Св. Павла. Ок. 1654-1661

Воскрешение Лазаря. 1650-е

Бегство Энея из Трои

Смерть Дидоны. Ок. 1675

Христос среди книжников. Ок. 1640-1645

Возвращение блудного сына. 1658

Возвращение блудного сына.

Томирис с головой Кира. 1680

Христос во славе со святыми. 1661

Мадонна со святыми. 1656

Казнь Св. Екатерины Александрийской

Казнь Св. Екатерины Александрийской

Вакханалия. Ок. 1640

Св. Николай. 1653

Сусанна и старцы.

Пир Авессалома. Ок. 1656-1661

Пилат, умывающий руки. 1663

Св. Вероника. Ок. 1655-1660

Св. Георгий и дракон. Ок. 1668

Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.

Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.

Чума 1656 г. Эскиз фрески
Фрески с соборе Св. Иоанна. Валетта

Иоанн Креститель во славе. 1661-1666

Триумф ордена Св. Иоанна. 1661

Крещение Христа. 1661

Неверие Фомы Ок. 1656-1660

Спаситель Мира. Ок. 1650

Иоанн Креститель. Ок. 1650

Матиа Прети, предстоящий перед Иоанном Крестителем (автопортрет). 1672

Портрет Великого Магистра Мальтийского ордена Мартина де Редина. 1660
Рисунки



Маттиа Прети был очень плодовит, я привел далеко не все его картины. Пожалуй, его нельзя назвать гением, но талантом он был выдающимся и достоин большей известности, нежели имеет.
Оригинальный пост
Содержание
Community Info