?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От larkin_donkey
(Из воспоминаний Чеслава Чеховича* "Гурджиев: мастер в жизни"; перевод Андрея Коклина)

...На другой день, когда Гурджиев вернулся, мы говорили обо всём великом множестве различных религий.

В этот раз он вступил в разговор практически сразу, сказав: "Есть не три, не двадцать, не даже всего две религии. Есть просто Религия. Что до прочего, вы можете называть их как пожелаете: изучение Святых Писаний, преподавание принципов богословия, ритуальные практики, Церковь или сообщество верующих - но только не называйте ничего из этого религией. Подлинная религия всегда и везде одинакова - она одна и единственная."

Такое сильное заявление вызвало длительное молчание, пока один из нас не осмелился возразить. "Я не могу смотреть, скажем, на Православие, Католицизм или Протестанство как на одну и ту же религию, поскольку они всегда были в постоянном конфликте друг с другом".

"Это правда", - ответил Гурджиев, - "но я не могу допустить и даже представить себе, что в сердце самой религии существует какое-либо разделение или же конфликт. Просто само имя "религия" сегодня даётся сектам, которые ещё вчера считались еретическими".

Этот ответ озадачил нас ещё сильнее и все замолчали. Наконец, один из нас решился нарушить тишину. "Я понимаю, о чём Вы говорите, Георгий Иванович", - начал он - "и я вижу, что Вы правы. Но мы-то говорим о различных религиях -- скажем, Ислам, Буддизм, Иудаизм и Христианство -- все они различны в своих формах, обрядах, также как в своей сущностной природе".

"Да, различия между ними огромные", - согласился Гурджиев.

"Вот именно. И в этом случае, я думаю, мы должны говорить не о Религии, а о религиях?"

"Хорошо, скажите мне тогда", - спросил Гурджиев - "по вашему мнению, что самое важное в религии, какой бы она ни была? Обрядовость, форма или же её сущностная природа?"

Я не помню его ответа, но помню, что г-н Гурджиев начал после этого говорить о природе религии.

"Сущность всех религий, которые Вы назвали, одна и та же", - заявил Гурджиев, - "По существу, все они озабочены одним и тем же вопросом - эволюцией человека. Учение каждого великого мастера позволяет его ученикам следовать определённым эволюционным путём, которым они могут выйти на уровень, когда контакт с высочайшей космической силой становится возможным. В своих корнях все доктрины одинаковы, каждая ставит своей целью помочь нам достичь этой возможности".

"Хорошо, почему же тогда они кажутся такими различными?", - спросил кто-то ещё.

"Это правда, кажутся они очень различными, но фундаментальная их природа близка. Если вам хочется понять, почему они выглядят различными, этому может помочь следующая метафора.

Представьте себе кролика, которого показали нескольким людям и попросили дать ему описание - так, чтобы не было сомнений, о каком животном идёт речь, единственное правило - нигде не использовать слово "кролик".
Люди начинают писать, но вместо того, чтобы дать им на это три часа, предположим, что именно это время требуется, чтобы закончить описание, бумаги собирают уже через двадцать минут.

Если все эти описания прочитать перед аудиторией, которая ничего не знает о том, как они писались, ей будет трудно понять даже, что все описания говорят об одном и том же животном - кролике. Один может представить себе кенгуру, другой - крысу, третий - зайца, четвёртый может увидеть осла или даже собаку - всё зависит от того, как описание начинается.

Один писатель может начать со слов, что это позвоночное, и сразу все позвоночные мира покажутся слушателям возможным вариантом. Другой начнёт со слов, что это грызун, и все грызуны предстанут в качестве возможности. Третий начнёт с описания цвета животного или даст его размеры. Другой скажет, что это теплокровное, или будет говорить о его пище, ещё один вспомнит про его голос, как он бьёт лапами, как бежит, как смотрит, а может вспомнит про его отношения с людьми. Короче, каждый начнёт своё описание, с аспекта, который ему наиболее близок и о котором легче писать, так что слушатель в результате увидит разных животных в каждом описании.

Несведущий человек сталкивается в точности с той же ситуацией - с учениями, переданными основателями того, что вы называете различными "религиями". Вы все сейчас разговариваете, как если бы услышали только начало описаний - как раз в месте, где все различия максимальны. Но когда мы выходим за пределы определённого пункта, все эти религии начинают сходиться и образовывать одну единую Религию."

"Мне кажется, я Вас понимаю, Гергий Иванович," - сказал один из нас - "когда Вы говорите о сектах и в вашей метафоре кролика. Но великие религии, которые упомянул наш друг, сами существуют как некое целое. Они отнюдь не являются "началом описания". Каждая представлена как единство в самой себе, хотя выглядят они все совершенно различно".

"Это различие лишь кажущееся", - ответил Гурджиев - "и причина их расхождения исходит из нескольких факторов. Судящие о религии таким образом не постигли ещё сущности самого учения, и их суждения неизбежно будут поверхностными. Религии в реальности подобны математике: есть начальная школа, элементарная или наиболее экзотерическая, которая и предлагается массам. Именно эта элементарная часть и различается, согласно данной религии. Причина этого в том, что любой Мессия или Посланник Свыше появляется среди конкретной группы людей, различающихся языком, философскими взглядами, характером, фундаментальной ментальностью и многими другими зависящими от данного времени аспектами. И он должен максимально адаптироваться к эпохе, выбрав наиболее подходящий путь для исполнения своей миссии.

Вы усвоили уже, наверное, одну важную вещь: человек не един. В нём одновременно существуют мириады различных импульсов и мотиваций, постоянно проявляемых в нём." Мы все кивнули, в знак того, что начали уже понимать правдивость этого утверждения.

"Отлично," - продолжил Гурджиев - "тогда если посланник изберёт владение телом своей отправной точкой, акцент им будет сделан на том, что мы называем "путём факира". Если Мессия считает, что его задача может быть исполнена через чувство, мы увидим создание "пути монаха". Используя терминологию христианства, если данный мастер полагается на божественные импульсы любви и милосердия, то его путь будет содержать в себе конкретную работу, чьей совершенной и высшей формой является уникальное учение Христа. С другой стороны, если из-за культуры своей эпохи он полагает, что этот путь можно проделать через разум - интеллектуальную функцию - что он сможет воплотить истинные идеи в жизнь, то это приведёт к тому, что мы зовём "путём йога".

Существует также ещё один "четвёртый путь", основанный на священном импульсе, исходящем от Совести, зародышем которой наделено всякое человеческое существо. Этот путь ведёт к другой специфичной форме учения, новому подходу к Религии.

Вы уже согласились, что в описании кролика, ограниченное лишь началом чтение неизбежно приведёт к путанице. И как у кролика есть много аспектов, с которых может начаться его описание, точно также и Религия представляет собой бесконечное множество отправных точек. Подумайте особенно о реальной трудности в этой связи, как избежать упрощающего редукционизма обычного, так называемого, рационального мышления. Любому следовало бы признать, что практически никто не знает подлинной сущности своей собственной религии, и в то же время каждый считает себя вправе судить обо всех других."

Затем он закончил встречу следующими словами: "Лишь тот, кому удалось, настойчивыми и сознательными усилиями, освободиться из власти хаоса, проистекающего в отсутствии в нём сознания, способен осознать, что значит Религия в реальности."

*Чеслав Чехович родился в 1900 году в Польше, являвшейся тогда частью Российской империи. Он воевал в Белой армии во время Гражданской войны в России (1917-1920 годы) в составе ее польского контингента. После окончания Гражданской войны вместе со многими другими белоармейцами он уехал в Константинополь, испытывая ужас перед жестокостью большевистской революции. В Константинополе он увидел плакат с объявлением о лекциях П.Д. Успенского, озаглавленных "Древняя мудрость Востока, в новых течениях западной мысли", которые и стал посещать. Познакомившись с Успенским, он был впоследствии представлен Г.И. Гурджиеву, после чего оставался его преданным учеником на протяжении 28 лет, перебравшись вместе с ним во Францию и примкнув к его общине в Приорэ. После смерти Гурджиева он работал с Жанной де Зальцман вплоть до своей смерти в 1958 году.

Он написал книгу под названием "Гурджиев: мастер в жизни", представляющую собой историю взаимодействия Чеховича с Гурджиевым, в которой показывал, как Гурджиев пользовался обстоятельствами обычной жизни для передачи сути своего учения.

Оригинальный пост

Содержание

promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 47 комментариев — Оставить комментарий )
rus_esmeralda
18 окт, 2013 16:16 (UTC)
Даже в рамках одной религии ее восприятие может быть совершенно разным...
Мне понравилась вот эта работа в Бруклинском художественном музее. Художники рисуют растятие с натуры... каждый - по-соему.
DSC_0789
(без темы) - chiften59 - 19 окт, 2013 10:19 (UTC) - Развернуть
gennadydobr
20 окт, 2013 17:19 (UTC)
Они говорили на одном языке...



“Есть только одна религия, - религия любви.
Есть только один язык, - язык сердца.
Есть только одна раса, - человечество.
Есть только один Бог, - и он вездесущ”

Сатья Саи Баба

val000
20 окт, 2013 18:49 (UTC)
Ну, с расами он явно прокололся, хотя ясно, что хотел сказать.
livejournal
12 дек, 2013 12:44 (UTC)
О единственности Религии и пути Совести
Пользователь marija_vera сослался на вашу запись в записи «О единственности Религии и пути Совести» в контексте: [...] Подлинная религия всегда и везде одинакова - она одна и единственная." (Читать дальше... [...]
elpeshka
12 дек, 2013 13:22 (UTC)
Почитайте П.Д.Успенского... Он настолько восторгался поначалу Гурджиевым, хотя потом (на уровне мелочей) чувствовалось разочарование. Читать было забавно! ))
После смерти Успенского, его жена вернулась к Гурджиеву.
val000
12 дек, 2013 14:12 (UTC)
Успенского уже читали :)
(Удалённый комментарий)
val000
12 дек, 2013 14:13 (UTC)
К сожалению, есть. Хотя, смотря что считать Небом.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 15:53 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 16:03 (UTC) - Развернуть
alexpobezinsky
12 дек, 2013 15:42 (UTC)
Если читать очень внимательно различные священные писания (Евангелия, Коран, Бхагаватгиту, Книгу мормонов, Дианетику, Трипитаку, Сатанинскую библию Лавея, Авесту и другие) можно увидеть, что в них описывается ПУТЬ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА и другому по этому пути не пройти. Другой всегда пройдет рядом. Шаг в шаг не получится.
val000
12 дек, 2013 15:51 (UTC)
Всего не читал, но "Книга мормонов" описывает, как они ходили по ... компасу. Очень смешно :)
(без темы) - alexpobezinsky - 12 дек, 2013 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexpobezinsky - 12 дек, 2013 16:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexpobezinsky - 12 дек, 2013 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexpobezinsky - 12 дек, 2013 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 12 дек, 2013 18:38 (UTC) - Развернуть
majstavitskaja
12 дек, 2013 16:59 (UTC)
Очень правильный пост, спасибо. И за комментарии отдельно. Только вот мне страшновато от "практически нет духовного развития. Есть проявления уже имеющегося". Хорошо, когда точно знаешь, что положено в тебя много и можно это проявить. А когда сомневаешься? Глубоко?
majstavitskaja
12 дек, 2013 17:59 (UTC)
Спасибо, теперь многое яснее.
sibirit
23 апр, 2015 13:27 (UTC)
много букав. Красивостей, ненужных метафор, образов, аналогий, мессий, бога, кроликов всяких. Смысл существования любой сути и существа в космосе – развитие, то есть наращивание энергетического потенциала и повышение его качества. Бог, создав свою вселенную (которых мириады, как, соответственно и богов), энергию для своего развития может черпать только у себя, на своей деляне. Для этого создан механизм душ, накопителей тонкой энергии, которые, переходя из тела в тела, заполняют свои ячейки определенной энергией. Вы выразили скептическое отношение к примитивности такой модели – напрасно. Там все очень непросто, вообще в космосе все очень сложно. Приобретя необходимую энергию, душа поднимается на следующий энергетический уровень, чтобы в пределе достичь уровня бога и войти в него, передав собранную энергию. В религии это называется войти в царство божие. Таким образом бог наращивает свой потенциал, чтобы на определенном этапе перейти на следующий уровень в своем бесконечном развитии. Так что религия – это просто технология выработки, сбора и передачи тонких энергий, которые другим способом от человека получить трудно или невозможно; и все таинства, традиции, обряды и твердыни любой религии – в конечном счете суть настройка технологического процесса производства энергии.
val000
23 апр, 2015 14:03 (UTC)
Логично, но я думаю, что решать эту задачу интеллектом, всё равно как решать интеллектуальную задачу физическим напряжением: к примеру, квадратный корень можно добыть с помощью лопаты, но это как-то не совсем то.
(без темы) - sibirit - 23 апр, 2015 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 23 апр, 2015 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sibirit - 23 апр, 2015 15:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 23 апр, 2015 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mzl - 23 апр, 2015 18:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lexa1717 - 23 апр, 2015 19:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 23 апр, 2015 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lexa1717 - 23 апр, 2015 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 23 апр, 2015 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lexa1717 - 24 апр, 2015 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 24 апр, 2015 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lexa1717 - 25 апр, 2015 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 25 апр, 2015 17:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lexa1717 - 25 апр, 2015 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - val000 - 25 апр, 2015 18:01 (UTC) - Развернуть
livejournal
23 апр, 2015 13:38 (UTC)
О единственности Религии и пути Совести
Пользователь medova_z_percem сослался на вашу запись в своей записи «О единственности Религии и пути Совести» в контексте: [...] Оригинал взят у в О единственности Религии и пути Совести [...]
mzl
23 апр, 2015 18:40 (UTC)
вот! я же говорила, что и йога и каббала - суть одно и то же, Гурджиев со мной согласен:)
val000
23 апр, 2015 19:19 (UTC)
Я тебе больше скажу:
Всё - суть одно и то же :)
ellenwisdom
25 апр, 2015 12:17 (UTC)
Гурджиев - очень интересное явление. Так оно и есть: "... никто не знает подлинной сущности своей собственной религии, и в то же время каждый считает себя вправе судить обо всех других."
( 47 комментариев — Оставить комментарий )