Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Сознание не может понимать духовное

(Валерий Аллин)

Leonardo-da-vinci-leda-the-da-vinci-code-4553580-1000-778В этом вопросе очень много путаницы из-за терминологии: как раз тот случай, когда можно заблудиться «в трёх соснах». Дело в том, что изначально все непонятные интеллектуальные процессы относили к духовным. Это были как психические, так и чисто физиологические явления. Со временем выяснилось, что мышление есть функция мозга. Успехи абсолютно материалистических учений психологии (науки о душе!) и психиатрии (тот же корень, означающий душу) показали, что душа, если и существует, то уж точно не имеет отношения к материальному миру (и даже Эго – не часть души, а часть сознания). Таким образом, названия сих предметов – просто дань традиции. Правильно бы было их названия связать с корнем, обозначающим сознание или поведение (например, сознаниелогия и патобихевиалогия). Душа же на сегодняшний день остаётся предметом богословских рассуждений, то есть, о ней говорят, но никак не изучают. Другими словами, науки о душе не существует. Возможно ли изучение души?

Каждый из вас слышал о физическом, интеллектуальном и духовном развитии и, уверен, понимает, что речь идёт о разных вещах, хотя путается, когда духовное почему-то оказывается вполне интеллектуальным. Этого не должно быть: физический, интеллектуальный и духовный уровни человека - параллельны, но не пересекаются. Это не значит, что они не влияют друг на друга, а, скорее подчёркивает их автономность. Литературный пример различия между духовным и интеллектуальным я нашёл у Льва Толстого: «Он сказал то самое, чего желала её душа, но чего она боялась рассудком» («Анна Каренина», глава 30). Похоже, что так же как физическим напряжением нельзя решить интеллектуальную задачу, так и интеллектуальным напряжением – нельзя решить духовную. Действительно, никаким напряжением мышц Вы не решите даже самую простую математическую задачу.

Интеллект – производное физических процессов в мозгу, но на сегодняшний день никто не знает механизмов мышления. Знают только, что задействована активность некоторых областей мозга, вернее, соответствующих нейронов. Например, нет объяснения, как у нас в голове возникает картинка увиденного. Известны анатомические структуры, вовлечённые в процесс зрения, механизмы передачи сигнала в мозг, участки коры больших полушарий, ответственные за зрение; много теорий, а доказательств им нет. Могу предположить, что и не будет. Интеллект – мир, параллельный физическому, его продукт, отчего он и воспринимается как материальное. Мышление действительно подчиняется некоторым законам (смотрите психологию и социологию), хотя и, по видимому, не имеет под собой какой-либо реальной материальной базы (но должно иметь интеллектуальную: некие первичные интеллектуальные элементы, присущие всем думающим существам).

Можно предположить, что духовный мир так же отличается от интеллектуального, как интеллектуальный от физического. Разница только в том, что не он порождён интеллектуальным (как оно было порождено физическим), а наоборот, духовный мир (духовное) влияет на интеллектуальное. Другими словами, интеллектуальное – порождение и физического, и духовного: прослойка, отделяющая душу от тела. Это не значит, что интеллектуальное не имеет влияния на духовное, однако это влияние я бы сравнил с процессом питания. Можно предположить, что, подобно тому, как наше тело питается «соками» (составными элементами) подобного и менее живого, а мышление - информацией (через органы чувств) от интеллектуального и физического, душа должна быть «заинтересована» в элементарной «информации» от всех трёх слоёв. Есть ли четвёртый уровень - наддуховный - мне не известно, но, если есть, то каждое наддуховное существо для наших душ выглядит как Бог, а сами наши души находятся в теле «на выпасе».

Так или иначе, но теперь можно определиться с духовной терминологией: давайте называть духовным только то, что принадлежит духовному миру (миру идей, а ни в коем случае не интеллекту), а духовностью – только продукт души (и не в коем случае не интеллекта). По принципу подобия можно лишь предположить, какие существуют законы в духовном мире. Во всяком случае, напрашиваются аналогии, замеченные для физического и интеллектуальных миров. Например, для решения духовной задачи, вероятно, нужно приложить духовные усилия. Вероятно также, что существуют бОльшие и мЕньшии духовные возможности, и так далее. Интересно, что эти способности, как я отмечал ранее, не имеют отношения к так называемой силе духа, а, скорее, к особому качеству души, которое принято называть чистотой: более сильна более чистая душа. Как я уже писал, это качество души ассоциируется у нас с добротой. Может быть именно поэтому Людвиг ван Бетховен говорил: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».

Поскольку духовное несомненно каким-то образом влияет на интеллектуальное (желание, как мотивация), то значит это влияние можно осознавать. Этому осознанию мешают физические раздражители, активность своего мышления и, вероятно, Эго – особенность сознания, ставящая под сомнение любое непонятное влияние. Сведение к минимуму этих препятствий приводит к тому, что духовный мир становится более доступным. Есть естественные состояния организма, способствующие этой минимизации (определённые фазы сна), или же человек может научиться подобному «шестому чувству». Я учился, распознав голос своей души (истинные желания). Уловленный настрой (результат так называемого «познания самого себя») легко в дальнейшем направлять не в себя, а наружу, черпая информацию из мира Идей. Как во всём, есть люди более талантливые в этом вопросе (см. «Пир» Платона). Про них говорят, что они обладают духовным зрением. Это чувство, на мой взгляд, называют зрением потому, что оно помогает не только установить связь с собой (душой) и миром Идей, но и видеть многие вещи в их истинном свете, а значит и избегать множество проблем в материальном мире.

«Увиденное» можно вербализовать, но каждый, кто пытался сделать это, знает насколько это сложно. Воистину «мысль изречённая есть ложь» (Фёдор Тютчев). Я, например, пытался передать то, что я видел в своих особенных снах, но это - сотая часть увиденного, и даже она далека от правды. Для более-менее приличной передачи «увиденного» нужно быть одновременно талантливым поэтом, художником, музыкантом и режиссёром. Таким образом, я могу заключить, что именно искусство пытается изучить духовное. Именно талантливое произведение помогает нам настроиться на мир идей, и именно поэтому его всегда использовали в религиозных целях. Сегодня лучшие произведения искусств больше не принадлежат церкви. Не значит ли это, что истинно религиозными центрами становятся музеи, театры и филармонии, как истинно научными - литературные институты, академии художеств и консерватории?

* Оригинальный пост

(рисунок Леонардо да Винчи)

Содержание
Tags: Аллин (текст), Вектор, Околофилософское
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments