Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Изображение ада в виде чудовища в православной иконографии "Воскресения Христова"

От nemankurt
(Елена Наумова)

Воскресение, или Сошествие во АдФормирование представлений об аде в христианском богословии происходило на протяжении полутора тысяч лет, обрастая все более колоритными деталями и сочными подробностями. Тогда как в канонических новозаветных текстах (равно как и в ветхозаветных пророчествах) ничего особенного по этому поводу не сказано, кроме того, что Христос на второй день после распятия спустился в ад, чтобы донести свою проповедь душам находившихся там праведников.

Живописное изображение ада в восточнохристианской традиции появляется только к IX веку на иконах типа "Воскресение Христово, или Сошествие во Ад". Именно так в православии изображается Воскресение и до сих пор: Христос, попирающий сломанные адские врата и протягивающий руки выходящим из гробов Адаму и Еве; в отличие от западнохристианской традиции, где Воскресение представлено спящими у саркофага стражниками и Христом, торжественно и величественно выходящим из гроба, держа в руке белое знамя, на котором начертан красный крест, - символ победы Жизни над Смертью.


Выведение праведников из ада в западнохристианской иконографии является отдельным от Воскресения сюжетом. Тем не менее обе ветви христианства изображают ад двояким образом: либо как темную расщелину в земле, как правило, в скалах, напоминающую пещеру; либо в виде клыкастой пасти некоего чудовища, из которой выходят праведники, или, наоборот, в которую падают бесы. И никогда в православной традиции ад не изображается в виде геенны огненной.

Пьеро делла Франческа. ВоскресениеНесомненно, оба типа изображений преисподней передавали некие представления об аде. Откуда же они взялись? Существуют два источника этих представлений в раннем христианстве, которые на тот момент четко различались, в дальнейшем же слились в единый образ, - это иудаизм и греко-римская мифология.

В античной мифологии подземное царство называлось Аид, от др.-греч. Ἅδης (адос) и произошло русское слово "ад". Поскольку представлений о рае в античной мифологии не было, то считалось, что после смерти тела души, вне зависимости от степени праведности или греховности, отправляются в Аид (то есть в общем-то в ад).

Правда, никаких мучений в Аиде не предполагалось. Души томились от отсутствия света, тепла и радости, что само по себе для древнего грека было страшнее чертей с раскаленными кочергами. То есть, подземное царство в античной традиции - это просто унылые темные катакомбы, где вечный холод и тоска. Поскольку были добровольцы, спускавшиеся в Аид по делам еще до кончины (Орфей, Эней, Одиссей), то мы знаем, как выглядело и место их спуска: это трещина в земле или пещера в скале, как правило, в гористой местности. Именно эти греческие представления о подземном царстве отразились в изображении ада на ряде икон "Воскресение, или Сошествие во ад": трещина в земле или пещера в скалах, ветхозаветные праведники просто поднимаются из своих гробов. Ад был для них как бы душехранилищем, без пыток, терзаний и вечного огня, что и показано на одной из икон этого типа (Дионисий. Сошествие во ад. 1502 год).

Дионисий. Сошествие во Ад. 1502 год

Второй тип изображений ада на иконах - в виде пасти чудовища в левом нижнем углу - восходит к иудейским представлениям о Шеол. При переводе Ветхого Завета на греческий название Шеол повсеместно заменялось на слово "ад". В иудаизме Шеол представляется одушевлённым существом, страшным чудовищем. Он проглатывает мёртвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Шеол вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи. Подобное описание мы можем встретить в Книгах Исайи и Иова.



Из Книги Бытия мы знаем, что в Шеол сходили души всех умерших - и грешников, и праведников. И именно у иудеев появляется представление о наказаниях грешников в Шеоле, которые "окованы железом и скорбью", для чего там имеются ангелы-мучители - будущие бесы и черти христианства. Одновременно в иудаизме была сформирована идея о том, что муки Шеола не навсегда. Это, собственно, не ад, а чистилище, где души искупают свои грехи, после чего их за руку выводят в рай архангелы Михаил и Гавриил. Здесь в зародыше представлена вся христианская концепция об аде, чистилище и рае, искуплении грехов и выведении душ из утробы смерти в вечную жизнь.

Существует любопытная литография XIX века, где скомпилированны все три иконографических типа: изображение ада в виде Шеол, над пастью чудовища - Христос, попирающий ногами сломанные адские врата (интересно, где располагались врата в пасти зверюшки?), и знамя победы над смертью в руке Христа, что вообще не характерно для православной традиции и является влиянием западноевропейского канона в изображении "Воскресения".



Если же говорить о формировании представлений об аде вообще, то следует сказать о происхождении понятия "Геенна огненная". Гееном - это долина за стенами древнего Иерусалима, где сжигали мусор и падаль, а также находился скотомогильник. Самым страшным наказанием для древнего иудея было быть не похороненным по установленному обряду, а быть сожженном в Гееноме вместе с падалью. Так поступали только со страшными преступниками, и проклятие "Гореть тебе в Гееноме!" было пострашнее любого другого. Это представление в христианстве наложилось на идею Шеола и античные верования в Аид и так родился образ преисподней. В христианстве это было еще усилено обещанием вечных мук, чего не было в концепциях ада в других религиозных системах: у греков не было мук, у иудеев - вечности страданий. Таким образом, христианство сформировало мощный инструмент манипуляции сознанием, которым с успехом пользовалось вплоть до XVIII века.

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Елена Наумова, Искусство, Христианство
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments