Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Хендик де Сомер

От tito0107
(Тихон Токарев)

История искусств - во многом "фоменкизм наоборот" вот в каком смысле: если Фоменко говорит, что многие реальные личности были "размножены" на бумаге и их дубликаты перенесены в другие эпохи и страны, то в истории искусств нередки случаи, когда два и более художников с похожим именем и близкие по времени историками искусства объединяются в одного. (Наверняка есть и чисто "фоменкистские" случаи, было бы странно, если бы их не было, но я вот так сразу не могу вспомнить ни одного, разве что с анонимами).

Как правило, путаницу создавали историки искусства, жившие в 16-18 вв. (начиная с Вазари), которых от художников отделяли несколько десятилетий, или одно-два столетия. Художник и историк искусства Бернардо де Доминичи упоминал в своей книге о неаполитанских художниках, вышедшей в 1742-1743 гг., некого Энрико Фьямминго (Фламандца), ученика Риберы. Этот Энрико был впоследствии отождествлен с Хендриком ван Сомереном (1615-1685) и последнему были приписаны все работы первого. Совсем недавно был открыт документ, из которого следовало, что Хендрик де Сомер родился в другом году (1607), очевидно, в другом городе и его отца звали по другому (Жиль, или Гиллис, а отца Хендрика ван Сомерена - Баренд). До сих пор на многих ресурсах работы и/или биография одного художника приписываются другому. Но достаточно взглянуть на полотна Хендрика де Сомерает, чтобы понять, что в них нет ничего фламандского, или голландского (прошу прощения за категоричность).

Когда я увидел его картину "Кающаяся Магдалина", был удивлен качеством работы и подумал: вот, очередной художник которому не повезло. Потом пришла мысль, что это неаполитанская школа. К концу первой секунды взглянул на имя и год создания (Хендрик ван Сомер, до 1684) - что-то здесь не то. Полез гуглить художника (нет бы пойти в Википедию - мы легких путей не ищем:): жил в Неаполе, ученик Риберы - более-менее всё проясняется.

На самом деле, Хендрик ван Сомер (родившийся в г. Локерене, или деревне Лохристи, ныне в Бельгии) попал в Неаполь в 17 лет. Неизвестно, каким образом, неизвестно также, получал ли он художественное образование во Фландрии. Но он стал учеником одного из величайших художников 17 века - Хосе де Риберы и это незамедлило сказаться. Вообще, неаполитанская живопись 17 века - явление необычайно мощное, хотя и несколько однообразное - сильнейший импульс создал Караваджо. Но Рибера лишь один из многих: Массимо Станционе, Хуан До, или Бернардо Каваллино ненамного слабее (Каваллино так и вовсе не слабее, ИМХО), хотя их имена не слишком широко известны. Хендрика де Сомера (ван Сомера, Энрико Фьямминго) мы смело можем причислить к этой же когорте.

Для начала - эталонные работы, в авторстве которых нет сомнений:


Отцелюбие римлянки. 1635
К сожалению, цветной репродукции не нашел. Есть цветные репродукции с копии, едва ли авторской, уступающей по качеству:


Отцелюбие римлянки. Копия с Хендрика Сомера


Крещение Христа. 1641 (Алтарь в ц. Санта Мария делла Сапиенца)


Св. Иероним. 1652


Св. Иероним. 1654


Св. Иероним. 1651


Св. Иероним


Св. Иероним и саддукеи

Пара Иеронимов, принадлежность которых Сомеру сомнительна:


Св. Иероним


Св. Иероним (приписывается Хендрику де Сомеру)

Св. Иероним - сюжет любимый караваджистами 17 века, и не только караваджистами (Ван Дейк, например). Казалось бы, что может быть привлекательного в дряблом старческом теле? Однако, художники демонстрируют такое качество живописи, что глаз не оторвать. Близок к "Иеронимам" и этот курильщик, в нем действительно есть что-то нидерландское, по крйней мере, в самом сюжете.


Курильщик (аллегория бренности)


Давид с головой Голиафа
(Можно предположить, что это довольно ранняя работа, если она действительно принадлежит Сомеру)


Иоанн Креститель


Меркурий и Аргус


Моисей


Кающаяся Мария Магдалина


Лот с дочерьми


Лот с дочерьми


Св. Себастьян
(Здесь видят прямое влияние "Бичевания Христа" Караваджо)


Самсон и Далила


Исцеление Товита. Ок. 1632

После 1655 г. нет никаких упоминаний о Хендрике де Сомере. Предполагают, что он умер от чумы в 1656 г.
Его почти тезка Хендрик ван Сомерен родился и умер в Амстердаме. Его отец, Баренд ван Сомерен бывал в Италии, а дед по матери - Арт Мийтенс проработал там значительную часть жизни. Дядя, Пауль ван Сомер Старший, также был известным художником портретистом. Сам Хендрик писал аллегорические композиции, пейзажи и натюрморты, но ни одной его достоверной работы не сохранилось, нет и никаких сведений о том, что он был в Италии. По инерции ему продолжают приписывать караваджистских "Иеронимов", которых никак нельзя отнести к работам Хендрика де Сомера:



Где-то очень глубоко сидит все же сомнение, что это два разных художника, а не один))

Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Искусство, История, Тихон Токарев
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments