Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Замечания об орнаменте

От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)

«Свой тайный смысл доверят мне предметы...» (Б. Ахмадуллина)
mevlevi_05Орнамент, содержащий эзотерическое знание, не должен быть каким-то специальным. «Эзотеричность» орнамента может зависеть от нашей способности его «читать».

Кроме того, совершенно обычный ковер вполне может содержать такое знание. Так же точно, как обычная книжка в мягкой обложке будет заключать в себе ту же информацию, что и редкое нумерованное издание этой же книги.

Довольно хорошо известно, что суфии использовали искусство ковроткачества для передачи знания. (См. Историю о дизайне из книг Идриса Шаха) (*3). Влияние дизайна ковра на мышление было также упомянуто в книге Лефорта (*4).

Но в этой связи можно говорить не только о коврах и архитектурном орнаменте. К примеру, резные двери в некоторых регионах могли содержать, скажем, важную информацию, относящуюся к такой далекой, казалось бы, области, как алхимия. Садовое искусство также использовалось для передачи определенных влияний (*5). Ту же функцию несли некоторые специальные произведения искусства. На память сразу же приходит скульптура, изображенная на суперобложке книги Идриса Шаха, символизирующая «Командующее «я» (Nafs al Ammarah или ложная личность) (*6). Даже такие обыденные предметы как кухонная утварь могли быть украшены, например, гравированным орнаментом, содержащим специальную информацию.

Все это относится к т.н. «объективному искусству», то есть искусству, создаваемому сознательными людьми для определенной цели. Пояснения Гюрджиева об объективном искусстве можно найти у Успенского (*7).

Впрочем, некоторые специальные предметы могли содержать не знание, а особые силы («предметы силы»), или, нередко, и то и другое одновременно. Невежественным людям «предметы силы» могли принести не пользу, а вред. Но люди с развитым непосредственным восприятием («видением») в состоянии избежать нежелательных последствий.

Сказанное выше вполне может объяснить постоянный интерес Идриса Шаха к собиранию предметов старины (*8). Несомненно, что он обладал внутренним восприятием развитым достаточно для того, чтобы отыскивать важные объекты, содержащие специальную информацию или силу (не говоря уже о хорошем знании материальной ценности). Упомянутая выше статуэтка, символизирующая т.н. «Командующее ‘я’» вполне могла быть из его личной коллекции.

В Туркестане (хотя и не только там) передачей специального знания через архитектуру, ремесла и др. занимались члены Накшбандийской Традиции («дизайнеры») (*9).

К тому же некоторые книги содержали важные виды информации или влияний, которые могли быть получены не только путем чтения. В «Книге Книг» Идрис Шах не без сарказма писал:
«Это было время, когда ученые были ограниченными и буквально мыслящими. Они могли себе представить только книгу, которая могла говорить нечто, но не книгу, которая могла делать нечто» (*10).

Кстати, возвращаясь к девятке, не замечали ли вы, что упомянутая выше книга Шаха со столь отличительным названием содержит девять историй?

_____________________________________________________
Примечания:
*1 «Шейх, в белом одеянии с черным капюшоном, знаком Шейха Ордена Мевлави, сидел на белой овчине, покрывающей низкую кушетку. Перед ним на столе лежала зеленоватая мраморная звезда с двенадцатью лучами. Я изучал суфийский ритуал и знал, что эта звезда, известная как Таслим Тадж, часто применяется для того, чтобы показать присутствие Высокого Шейха Ордена Мевлави» (Рафаэль Лефорт. Учителя Гюрджиева)
*2 Еще о девятке: «В арабском языке цифра 9 соответствует букве «та», скрытым значением которой является "тайное знание". (Идрис Шах. Суфии. Глава «Строители»)
*3 Эту историю, ввиду ее важности, Идрис Шах приводит в двух вариантах: под названием Узник в книге «Волшебный монастырь» и как Дизайн (или Узор) в книге «Мыслители Востока»
*4 «Как вы думаете, годится ли этот ковер для моих медитаций?
- Да, - ответил я. - Почему бы и нет?
- Не видите почему нет! - последовал уничтожающий ответ. - Да потому, что вы не смотрите на него. Цвета здесь не гармоничны, они бы беспокоили. Узор противостоит позитивному потоку мыслей и нарушает спокойствие ума.» (Рафаэль Лефорт. Учителя Гюрджиева)
*5 Там же Глава 6.
*6 Idries Shah. The Commanding Self
*7 Успенский П. Д. В поисках чудесного
*8 См. Биографию Идриса Шаха
*9 От слова “naksh” – дизайн, узор.

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание
Tags: Вектор, Виктор Олсуфьев, Гурджиев, Саликов, Суфизм
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments