Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Шахматный этюд № 1: «Код 64».

От assalam786
(Нина Ассалам)

(начало)

"Эта игра выдержала испытание временем лучше, чем все книги и творения людей. Этo единственная игра, принадлежащая всем народам и всем эпохам, и никому не известно имя божества, принесшего ее на землю, чтобы рассеивать скуку, изощрять ум, ободрять душу. Где начало ее, и где конец?"(С.Цвейг, «Шахматная новелла»)

Если бы НЕКТО – назовем его Сверхразумом Традиции - пытался передать человечеству универсальный Инструмент познания...
...и в нем запечатлеть, в особых символах и знаках, модель октавы Вселенной, доступной нашему восприятию...
...а также оставить шифр к Ключам Творения и генетическому коду органических существ, включая человека...
что бы сделал НЕКТО?

Зная, что обычным сознанием людей Единство мира невоспринимаемо, НЕКТО, скорее всего, ввел бы в обращение ряд параллельных моделей, систем или кодов, позволяющих приблизиться к этому Знанию с различных углов восприятия, в том числе через интерактивное взаимодействие. Постижение Истины в одном варианте системы открывало бы ключ к пониманию других, дабы ищущий мог увидеть, что все они – грани Истины, неохватной для одного языка, системы или кода.

...Хотя в вышеприведенной цитате Стефан Цвейг утверждает, что имя божества, познакомившего человечество с шахматной игрой, неизвестно, эзотерическая Традиция связывает появление шахмат, наряду с картами Таро и другими арифмосемиотическими системами, с сущностью Тота/Гермеса/Идриса/Еноха. Этот великий Дух время от времени внедряет в сознание той или иной ветви человечества средства подлинного Знания, которые могут быть усвоены на текущем этапе развития. Таким же образом, согласно древним легендам, Тотом/Гермесом были переданы письменность, сакральная геометрия, алхимия, математика и другие науки. Поскольку все, что связано с именем Тота/Гермеса, представляет для меня персональный интерес, я никак не могла обойти тему шахмат...

...Итак, как бы НЕКТО устроил, чтобы разновидности Инструмента не затерялись, обеспечив устойчивость системы к искажениям, дабы истинный смысл Инструмента смог сохраняться во внутреннем круге человечества?

Возможно, НЕКТО рассеял бы Знание в нескольких культурных традициях и в разных формах, сравнив которые, можно было бы найти общее зерно.

Кроме того, НЕКТО встроил бы в средство передачи Знания элемент, делающий его пригодным не только для обучающей, но также для прикладных целей – астрологической, геомантической, архитектурной, гадательной и даже игровой. Тогда Инструмент точно остался бы в активном обращении, неся послание для тех, кто смог бы его прочитать.

Именно так и случилось со всеми разновидностями Инструмента: с Ицзин – Книгой Перемен; с Васту-Мандалой, которую использовали древние архитекторы для строительства городов и храмов, с колодой карт Таро...
Так случилось и с древней игрой, известной нам как шахматы.

В этой заметке мы сосредоточимся лишь на одном из ее элементов - «поле действия» из 64-х клеток, где разворачиваются события Космической Игры в знакомом нам пространстве мира двойственности.


64 клетки Васту-Мандалы – ЗАКОН ЧЕТВЕРИЦ


У тех, кто утверждает, что прародиной шахмат была Индия, есть веский аргумент – «код 64» действительно упомянут в Ведах. В Агни-Пуране говорится о плане из 64-х клеток как о мистической диаграмме Вед, модели мира.

В основе использования модели лежал простой (но безошибочный) расчет: часть, которая надеется на обмен энергией с целым, должна находиться с ним в слаженности, гармонии. Самый простой способ достичь гармонии – стать маленьким, но точным подобием целого, его мини-версией, фракталом.

Фрактал содержит в себе ровно то же, что и целое, только в меньшем масштабе. Если спроектировать объект (например, город, храм или дом) таким образом, чтобы его внутреннее устройство повторяло внешнее устройство мироздания, можно контролировать силы Вселенной, действующие внутри этого объекта.

Каста священников-брахманов использовала в качестве такого фрактала диаграмму 8х8 клеток, называемую Васту-Мандалой (от васту – «место» и мандала – «диаграмма»), ее брали за основу при строительстве поселений и храмов.




Например, в столице Айодье, где правил Рама, герой Рамаяны, как и в легендарном городе Кришны, Двараке, восемь улиц пересекались с другими восемью под прямым углом. Да и вполне реальные, не мифические индийские города, построенные уже в средневековье - Джайпур, Нишапур, Каджурахо – включая их знаменитые храмы - воплощенные Васту-Мандалы.

Однако зачем им нужны были города в виде шахматной доски? Ответ прост: чтобы играть в Джуманджи :)

Согласно космологии Вед, вселенная математична. Господь проявленного мира Брама (Брахма), создал Вселенную в четверицах, состоящих из двух комплементарных - дополняющих друг друга и, одновременно, противоположных - пар-бинеров. Скульптурные изображения Брамы передают идею четвериц в виде символа, доступного для восприятия эмоциональным центром – у Брамы всегда четыре головы с четырьмя лицами, повернутыми в четырех кардинальных направлениях, и четыре руки.



Мифология, религия и философия индийцев были основаны на четверке: чатур-веда (4 Веды), чатур-юга (4 Юги-эпохи), чатур-варна (4 касты) и т.д. Удивительно ли, что и ранние шахматы – чатуранга - состояли из четырех частей, и играли в них четыре игрока, набор фигур для каждого содержал четыре пешки и четыре ролевых фигуры? Фигуры расставлялись на севере, юге, востоке и западе.

Четверки правят всем, чего бы мы ни коснулись. (Даже стол или палатка стоят устойчиво только при четырех точках опоры: три - мало, пять – излишне). Четверки управляют структурой материи и пространства, временными циклами, физическими, химическими и любыми другими отношениями. Квадраты, поделенные на меньшие квадраты – наилучшее графическое представление идеи фракталов-четвериц для восприятия человеческим умом. Как мы увидим далее, сама природа человеческого организма настроена на работу с системами, строящимися четверками - двумя парами противоположных признаков.

Древняя Индия обожала квадраты, так что даже карты звездного неба у их астрологов были квадратными. Но почему клеток должно было быть именно 64 – а не 32 или не 16? Дело в том, что пока вы не дойдете до третьей степени четверицы, у вас не будет ОКТАВЫ, полного цикла. Мы вернемся к этому чуть позже.

Диаграмма из 64-х клеток оказалась не только идеальной космологической моделью, но и астрологической картой. Судите сами – в нее идеально вписаны 4 стороны света и 4 времени года, 12 знаков Зодиака, через которые проходит Солнце за солнечный год, а также 28 лунных стоянок или положений, через которые проходит Луна за лунный месяц. Ну чем не микрокосмос?



Так что, если задумаете заняться астрологией – смело используйте свою шахматную доску для разметки. Собственно, в Индии так и делали, только вместо доски у них был пол храма или улицы города. Сакральный объект был не просто местом, посвященным Творцу, он и был телом Творца, или максимальным приближением к нему в трех измерениях. Исходя из разметки на 64 клетки брахманы знали, какой из элементов кода активен в данном секторе пространства. Для каждого элемента было свое божество. Весь пантеон божеств индуизма – не что иное, как символизация системы матричного «кода 64», находчиво адаптированная единственной грамотной кастой для всего остального неграмотного, но образно-мыслящего населения.

Конечно, связь Васту-Мандалы с четырьмя алхимическими стихиями древних (огонь, воздух, вода и земля) и четырьмя кардинальными направлениями (север, юг, запад, восток) также очевидна. Как мы увидим в дальнейшем, такое же распределение было задано среди четырех игроков чатуранги, что подчеркивалось цветами фигур.



Если кто-то разберется с этой схемой, считайте, что с алхимией вы "на ты". В каждой четверице есть двойное деление по двум признакам. Первый признак - главный, другой – второстепенный. Например, в классической алхимической четверице элементов первый признак - теплота/холод, второй – влажность/сухость. Элементы, разделяющие главное качество (например, оба теплые), считаются взаимодополняющими и усиливающими друг друга. В природе они легко смешиваются и сочетаются. Это пары «огонь-воздух» и «земля-вода».

Элементы, разделяющие второстепенное качество (например, сухость/влажность), считаются нейтральными по отношению друг к другу. Они смешиваются не так легко. Это пары «огонь-земля» и «воздух-вода».

Элементы, не разделяющие никаких общих качеств, считаются противостоящими. Они не смешиваются. Это пары «огонь-вода» и «воздух-земля». (По такому же принципу сочетаются или не сочетаются астрологические типы).


В самом центре, между четырьмя первичными квадратами, находится невидимая точка, которую индусы называли Брама-бинду. Это место обитания самого Брамы, сотворившего мир, но не присутствующего в проявлении. Брама-бинду - место пятой алхимической стихии, эфира, из которого произошли все четыре другие стихии... то есть вообще все и вся.

Это очень важная для нас точка. Да, и для шахматной доски тоже, хотя ее там нет. О том, как эта важная точка всегда ускользает из поля зрения нашего ума, рассказывает дервишеская история о Ходже Насреддине:

Как-то мулле Насреддину поручили перегнать девять ослов в другой город. Сев на одного из ослов, Насреддин по пути вдруг решил их пересчитать. Однако, как ни считал ослов Насреддин, их выходило лишь восемь. Пораженный, мулла слез с своего осла и, вновь пересчитав, с облегчением вздохнул – теперь ослов было девять. Чтобы, не дай Бог, снова не потерять осла, Насреддин так и плелся всю дорогу пешком вслед за ослами.

Но ведь наш ум, разумеется, не похож на муллу Насреддина, не правда ли?..
Скоро у нас будет возможность проверить это, а теперь вернемся к тому, что оставили, и посмотрим, почему клеток в мандале именно 64, а не 16 или 32.


64 гексаграммы Книги Перемен – ЗАКОН ДВОЙСТВЕННОСТИ И ОКТАВНОСТЬ


Для этого на время забудем о четверках и взглянем на другой аспект «кода 64» - двоичный (бинарный), и заодно на то, как в «коде 64» двойственность сочетается с октавностью.

Священная книга даосов Дао-Дэ Цзин говорит, что в начале было Единое, которое затем разделилось на Двоицу, две противоположности. Иначе говоря, первый акт творения был такой: 20 - 21. Каждая из двух частей разделилась еще на две противоположности, и так далее, пока не получился такой ряд:

20 21 22 23 24 25 26

На этом шаге был завершен полный диапазон в семь октав (или космосов). С каждым делением «оживленность вибрации» понижалась вдвое, то есть ровно на октаву 1:2:4:8:16:32:64. (Если кто-то хочет спросить, как из шести получилось семь, перечитайте историю про Насреддина и ослов).

Кстати, октавная прогрессия 1-2-4-8-16-32-64, как будто специально, была отражена в структуре протошахмат: на 1-ой доске 2 партии игроков, с 4-мя наборами фигур, по 8 фигур на каждого, или 16 на каждой половине, что составляет всего 32, на поле из 64-х клеток. Октава октав!

Пробуя схематически изобразить процесс творения двойками, получим вот что:



Это Ицзин, древнекитайская Книга Перемен.

Хотя она существует во множестве разных видов, данный вариант, сохраненный в неприковенности даосской традицией, наиболее близок к изначальному.

Когда-то эта схема поразила меня тем, как она проста, и как исчерпывающа. Если пройти по линиям, проведенным от черты к черте, можно обнаружить все двоицы... и все 64 гексаграммы Ицзин – схемы из 6 черт. Белые линии соответствуют непрерывным чертам гексаграмм и представляют положительные части двоиц (Ян), черные – прерывистым, представляют отрицательные части двоиц (Инь).

Как сказал востоковед Ю.К.Щуцкий, назвавший Книгу Перемен всеобщим природным архетипом, «гексаграммы ... образуют универсальную иерархию классификационных схем, ... охватывающую любые аспекты действительности – части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные положения и т.д.»

Проще говоря, все, что представляет из себя «полный набор» (октаву из октав), можно описать гексаграммами Ицзина. Если вместить суть Ицзина, можно познать любое явление и объект проявленного мира. Дело в том, что Ицзин – логическая схема нашей Вселенной. (Не физическая схема, только логическая).

Любую целостность, используя принцип противоположностей, можно разложить на 64 элемента, каждый из которых будет обладать уникальным сочетанием свойств. В том месте, где мы живем, кроме этих 64-х вариантов, других нет, и быть не может.

Эти 64 варианта можно изобразить не только в виде логической схемы. Можно составить инвентарный список вариантов в виде таблицы. Например, вот такой (это классический порядок гексаграмм Ицзин, данный, по легенде, самим первопредком китайцев Фу-Си):



Прерывистую (Инь) и непрерывную (Ян) черты можно заменить бинарными символами 0 и 1 соответственно, и тогда гексаграммы вместо непонятных черточек станут уже более понятными нам, компьютерному поколению, записями, сделанными двоичным кодом.

Обнаружил это не какой-нибудь наш современник, а знаменитый математик 18-го века Лейбниц, отец матанализа. Каждую гексаграмму он переписал как шестиразрядное двоичное число, заменив прерывистую черту на «0», а непрерывную – на «1». Затем Лейбниц сконвертировал полученные двоичные числа в привычную нам десятичную систему счисления (так же, как это делает сейчас любой компьютер), и последовательность гексаграмм, данная Фу-си, в точности совпала с рядом обычных чисел от 63 до 0. Из таблицы все это отлично видно.

Лейбниц был потрясен Ицзином, так как в своем открытии узрел Единство Божьего промысла для всех народов.

Нас с вами ждет не меньшее потрясение, когда в следующем этюде мы раскроем код шахматной доски. Могу сказать, что он будет НЕ похож на логическую схему Ицзина, и НЕ похож на таблицу Фу-Си/Лейбница, хотя элементы в нем будут те же самые.

Но не будем забегать вперед, а выясним еще кое-что о том, почему «код 64» так важен для нас, органических существ планеты Земля, и заодно то, как в «коде 64» Троица взаимодействует с Четверицей.


64 триплета генетического кода – ЗАКОН ТРЕХ И ЗАКОН ЧЕТВЕРИЦ


Как говорят генетики, вся книга органической жизни написана четырьмя буквами. Эти «буквы» нуклеиновых кодов, из которых, как мы помним со школы, строятся «слова» белков, называются так: урацил (обозначается U), цитозин (С), гуанин (G) и аденин (А). Весь «текст» РНК написан этими четырьмя нуклеиновыми буквами в разных сочетаниях по три, которые называются триплетами: например, ААС, GUA, CUG и т.д. Таким образом, потенциально возможно 43 или 64 триплета - уже знакомые нам по Васту-Мандале три степени четверицы.

Дальше – еще интереснее. Оказалось, что четверица нуклеиновых кодов тоже делится на две бинарные противоположности - как и квадраты стихий (помните: сухость-влажность, теплота-холод?). Основания урацил (U) и цитозин (С) по химическому классу принадлежат к одному виду - пиримидинам, и по этому признаку они противостоят двум пуринам – гуанину (G) и аденину (A). Кроме того, внутри пары U и C, а также пары G и A по признаку закономерной мутации РНК тоже есть противопоставление «изменяющегося» и «неизменяющегося»:




Только дважды противопоставленные (как огонь и вода в четверице стихий), нуклеиновые коды оказываются совместимыми в цепи молекулы ДНК/РНК: против основания А в одной цепи всегда стоит U в другой, а против основания G всегда стоит С. Таким образом для двух цепей биополимера выполняется так называемое условие комплементарности. Зачем это нужно? Затем же, зачем и четыре ножки у стола...

Что все это значит? Во-первых, это значит, что четверичная матрица генетического кода в точности соответствует древней матрице двойного бинера стихий. Алхимики не зря считали ее универсальной, корнем всего Знания.

Во-вторых, благодаря наличию двух бинарных противоположностей, триплеты ДНК/РНК вместо трех букв тоже могут быть записаны при помощи шести цифр двоичного кода - того же самого, какой был использован в Книге Перемен:



При возведении этой математической матрицы в третью степень получается полный аналог порядка гексаграмм, данный первопредком китайцев Фу-Си. Так, исследуя структуру генетического кода, совершенно неожиданно ученые обнаружили соответствие генетической матрицы таблице 64-х гексаграмм Ицзин. Если затем перевести этот код в обычную десятичную систему, получатся числа от 0 до 63.


Автор диаграммы соответствия генетического кода и гексаграмм Ицзин д.ф-м.н. С.В.Петухов

В этом месте читатель, по-моему, просто обязан задать вопрос: но причем здесь шахматы? Очень даже притом. Во всех рассмотренных случаях «кода 64» - Васту-Мандалы, Ицзина, генетического кода органической жизни - мы имеем дело с одной и той же системой, только в разных описаниях. Все элементы этой системы присутствуют и на шахматной доске, только в другом порядке...

...А посему вызовом данного этюда будет размышление о том, каким мог бы быть порядок расположения чисел от 1 до 64 на шахматной доске? Я повторюсь, он НЕ такой, как в вышеприведенных схемах.

(Продолжение)

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Нина Ассалам, Суфизм, шахматы
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments