Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Джан Лоренцо Бернини о напитках и причинах эволюции архитектуры

От tito0107
(Тихон Токарев)

"Увидев кровлю дворца Тюильри он (Бернини) сказал, что она чрезмерно высока и что недостаток этот, несомненно, усугубляется с ходом времени, и привел по этому поводу сравнение с человеком, который любит холодные напитки и велит слуге следить за этим. Слуга с первого раза все понимает и подает хозяину очень холодное питье. Убедившись, что сумел угодить, он на следующий день подает питье еще холоднее, затем еще и еще, пока питье не превращается в лед, а хозяин ничего не замечает, если только не заболевает от этого. Точно также обстоит дело и с кровлей, которая в свое время была низкой; затем ее слегка приподняли и постепенно делали все выше, отчего, в конце концов она сравнялась по высоте с остальным зданием и никто не заметил этого ужасного уродства. Я ответил ему, что кровля росла на манер шляп, но теперь мода требует носить их такими низкими, что едва помещается голова, поэтому можно ожидать, что и кровли понизятся " (Поль Фреар де Шантелу. "журнал путешествия кавалера Бернини во Францию", 1665)

Carrousel-LouisXIV-1662.jpg
Французский аристократ и офицер.jpgДворец Тюильри со стороны Лувра, 1660-е

Дворец Тюильри в это время перестраивался Луи Лево и новые части его получили высокую мансардную кровлю (в частности, театр Тюильри, завершенный в 1661 г.). Вообще, мансарды, названные так по имени своего изобретателя Франсуа Мансара, были французской новинкой и можно представить, насколько вид этих "нелепых" крыш был оскорбителен для итальянца Бернини. Впрочем, нелепыми ему должны были казаться все французские крыши, традиционно высокие.

Но для меня примечательно, что изменения в искусстве гениальный Бернини объясняет психологическими, даже психофизиологическими причинами и, тем самым опережает время лет на 200-300. Я бычно в таких случая вместо холодного напитка привожу в пример чай, который становится все крепче. Естественно, такое объяснение применимо не только к архитектуре, но и моде, картинам (причем, не только их содержанию, но и к размерам и пропорциям), временным искусствам (музыке и литературе). А вот Фреар де Шантелу демонстрирует пример мышления "по аналогии": понизились шляпы - понизятся крыши. (При том, что так и произошло - см., например, восточный фасад Лувра, или Версаль после перестройки).

Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Искусство, История, Тихон Токарев
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments