(Виктор Олсуфьев)
Вопросы о существовании судьбы в смысле предопределения, о свободе воли, о роли случайности издавна интересуют людей. Я расскажу об одном событии, свидетелем которого мне довелось быть. Речь пойдет о моём друге. Назову его Юрием. Строго говоря, Юрий – друг моего друга Михаила, но у меня есть достаточно оснований считать Ю. своим другом. Однажды мой Учитель рассказал, что время жизни Юрия подходит к концу. О чем он уведомил и самого Ю.
Сперва это предуведомление было, насколько я помню, довольно общим. Юрию было сообщено, что ему осталось жить примерно год. Ближе к сроку эта информация была конкретизирована, и Юрий знал точный день и обстоятельства своей смерти. (А, значит, и время – более-менее точно).
В курсе этого события были: сам Юрий, мой Учитель, Михаил и я. Скорее всего, больше не знал никто. Не могу утверждать точно, но не думаю, чтобы Юрий делился с кем-то этим знанием. Конечно, если бы Ю. Был, скажем, смертельно больным, можно было бы не делать из этого секрета. Но его смерть была насильственной: его должны были убить. Правда, смерть эта должна была быть (и была) мгновенной.
Насколько мне известно, информация эта была воспринята всеми, включая самого Ю., спокойно и без паники. Хотя, конечно, было жаль. Юрий был молодым мужчиной, в расцвете лет и сил, интересным внешне и обладавшим отличным здоровьем. Он был умен, обладал обширными и разносторонними знаниями, к тому же вполне преуспел в жизни. Я воздержусь от перечисления других достоинств этого человека, но это был весьма нечасто встречающийся образец. Конечно, жаль: столько всякой швали живёт, а стоющий человек должен был уйти.
С другой стороны, «Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден» (*1). Может быть, пришло время пересадить деревце из горшка... (*36).
Добавлю одну существеную деталь: Юрий много лет интересовался и занимался духовными практиками и был довольно развит, во всяком случае, по сравнению со мной. Например, в последние годы он мог вступать с моим Учителем в двустороннее «сверхчувственное» (или «телепатическое», назовите как угодно) общение на расстоянии. Это было актуально, потому что в это время мы и Юрий находились в разных странах. А духовный наставник самого Юрия ко времени описываемых событий уже покинул наш мир.
Ещё хочу заметить, что знание о судьбе Юрия было получено Учителем не с помощью какого-либо гадания, а пришло к нему «прямым» путем. Но я вспомнил о Юрии вот в какой связи. Учитель рассказал, что незадолго до своей смерти, во время их общения («communication») Юрий высказался в том смысле, что умирать, конечно, не хочется. А вот что было бы, если бы он, скажем, сел в поезд и... И так далее. То есть, что будет, если попытаться изменить судьбу?
Не думаю, чтобы это можно было назвать моментом слабости. Юрий был человеком мужественным и принял свою судьбу (*35). Это даже не было «молением о чаше», потому что он никого не молил. Но ум в поисках выхода не мог не рассматривать различные варианты...
И это естественно. Волей-неволей, эта мысль приходит в голову. А вправду, что если всё-таки он сделал бы этот шаг? Или, скажем, если бы вмешался случай? Что тогда случилось бы с предвидением?
Но если бы такое могло случиться, это означало бы, что смерть при данных обстоятельствах не могла произойти. А значит, ситуация эта не была бы записана в «Книге Судеб». А раз так, Учитель не получил бы «свыше» этого знания и, соответственно, не мог бы им поделиться. Так значит, выбора не было? С другой стороны, не верится, что все настолько жестко детерминировано. В общем, парадокс.
Теперь другой вариант, при котором человек узнает своё будущее и пытается его изменить. Подобные случаи описаны неоднократно и являются в той или иной степени вариантами «бегства в Самарру» (*2). На сей раз пример возьму из литературы. (Впрочем, для читающего особой разницы нет).
В «Песни о вещем Олеге» мудрец предсказывает Олегу смерть от коня. Князь немедленно решает изменить судьбу. Однако, как мы знаем, предсказание сбывается.
В данном случае мудрец не открыл Олегу деталей его смерти, поэтому князь и не смог ничего изменить. Ну а если бы открыл? Смог бы Олег изменить свою судьбу? И т. д., и т. п. Снова парадокс.
С чисто умозрительной точки зрения разница между двумя примерами не слишком велика. Однако, она очень значительна. Для Юрия это знание сыграло громадную роль. Во-первых, он сумел подготовиться к важнейшему моменту своеего земного существования внешне и внутренне. Ю. и без того был собранным человеком, но в этот год он сделал большой прогресс. А в день оный он даже смог пойти в последний раз на службу в храм.
Вспоминаются усилия, прикладываемые Успенским к преодолению своего тела, которые он делал незадолго до смерти (*3). Возможно, что в этом отношении У. за краткий период сделал больше, чем за годы жизни.
В юности на меня произвела впечатление «Новогодняя сказка» Дудинцева. В ней человек узнает, что ему осталось жить год. В результате он настолько изменил свою жизнь, что смог сделать открытие, о котором мечтал.
Кстати, Успенский где-то писал, что человек должен иметь право знать срок своей жизни. Это и так, и не так. Всё дело в том, какой человек. Для сильного человека это может быть благодеянием. Для слабого – ужасом и трагедией. Одно дело, когда шейх сообщает князю Любоведскому о том, что ему осталось жить три года, другое – когда Воланд и его команда сообщают срок буфетчику (*4).
Вообще, Знание не предназначено для слабых духом (*5). Ну а Юрий был сильным человеком и это знание было ему по плечу.
Вторым важнейшим для него результатом было то, что он оставался в контакте с Учителем во время процесса умирания и после этого, что помогло ему в сознательном «переходе». Для этого контакта требовалась специальная подготовка. Но на эту тему распространяться нет возможности.
У Идриса Шаха есть история о том, как руководитель секты предсказал конец света. В этот день все члены его секты собрались на вершине утеса, чтобы встретить последний день. Под их тяжестью утес рухнул. Это и был их последний день.
Описанные выше истории как бы склоняют в пользу предопределения. Однако, людей гораздо чаще интересовало не столько то, каким будет будущее, сколько как на него повлиять. Их интересовало, как им поступить. В течение тысячелетий они искали совета у предсказателей и мудрецов. Такие советы им давались и существует немало сказаний о том, что случалось, если они им следовали и что случалось, если не следовали. От общегосударственных советов до мелких личных.
Так значит, есть выбор? Но в таком случае нет предопределения...
Ум буксует.
_________________________________
Примечания
* Оригинальный пост
(Снимок Андрея Саликова mevlevi)
Содержание
Community Info