?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Три влечения

От victorolsufiev
(Виктор Олсуфьев)

mevlevi_151
"Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам." (Мф. 6.33)

Я думаю, что тот, в ком сильна жажда познания, без сомнения получит помощь.

Многие люди искренне верят, что они стремятся к знанию, но это нередко всего лишь иллюзия. Для сравнения можно понаблюдать ребенка в возрасте, когда у него широко раскрываются глаза на мир и он задает множество вопросов. Тогда его сущность открыта и жадно впитывает знание. «Аще не будете как дети...»

К тому же, жажда познания должна быть чистой. Познание дожно быть только ради познания, не ради чего-то еще. Это стремление должно быть свободно не только от корысти, тщеславия и пр., но и от желания «сделать открытие», «помочь другим» и т.д. Хотя в каждом человеке имеются тщеславие, амбиции и другие прелести, от которых он в пока еще не в состоянии избавиться, он может направить их в какую-нибудь другую область, а свое стремление к познанию держать отдельно, чтобы сохранять в чистоте и не загрязнять посторонними вещами. Пусть это будет «святое»... Как сказал Остап Бендер: «Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства ... не касайтесь ее своими лапами.»

Впрочем, можно попытаться высказаться шире. Попробую воспользоваться аналогией (всего лишь!) с гюрджиевским Лучом Творения.

В человеке имеется Нечто, скрытое глубоко внутри («в», «внутри» - глупые слова, но лучших нет). Жажда раскрыть, реализовать это Нечто, есть главный движущий мотив жизни нормального человека (выродков, естественно, в расчет не беру, хотя их абсолютное большинство). Это стремление лежит подспудно, как бы в глубине.

Этому Нечто можно в Луче Творения поставить в соответствие Абсолют. Сказать про него практически нечего. Может быть это то, что индусы называют Атманом, не знаю... Не важно. Важно только то, что это есть.

На следующем, более низком уровне, это Нечто проявлено в виде трех своих ипостасей, которые в Луче Творения соответствуют Трем Силам (Мир 3). Эти три Силы здесь можно назвать: Истина, Любовь, Свобода. Соответственно, здесь речь идет о стремлении к любой из этих трех Сил, то есть о жажде Истины, жажде Любви и жажде Свободы.

(Здесь нужно заметить, что я не ставлю эти Силы в соответствие гюрджиевским «Я», «сознанию» и «воле». Моё деление носит скорее психологический характер, как три главных человеческих влечения).

Эти три ипостаси для человека являются как бы тремя прожекторами, тремя возможными путями, тремя видами стремлений. В сущности это одна вещь. Достигая одной из них, человек достигает всех трех. Более того, приближаясь к одной из них, человек может приближаться и к другим. Но, тем не менее, у каждого стремящегося есть своё личное предпочтение. Хотя возможны и комбинации, одно из трех является наиболее заветным, маяком. Центром тяжести.

К Истине, Любви и Свободе неприменимы понятия «добро» и «зло», «лучше» или «хуже». Они выше и лежат «по ту сторону добра и зла». Подлинное стремление к ним не подлежит никакому суду.

На более низкой ступени уже появляется деление на «добро» и «зло», плюс и минус. В результате этого Три Силы превращаются в шесть. В Луче Творения в Мире 6 сохраняются три силы вышестоящего мира и к ним добавляются ещё три. Аналогично, здесь кроме Истины, Любви и Свободы появляются - нет, не противоположности, конечно, - а их «снижения», аналоги. Скажем, наряду с жаждой Истины может быть стремление к мудрости. Наряду с жаждой абсолютной Любви, может быть жажда добра и пр. Что же касается Свободы, то тут рассуждать труднее, потому что, как пел Высоцкий, «И темница тесна, и свобода одна, И всегда на нее уповаем.» Но, скажем, существуют различные «степени свободы».

Можно продолжать этот «спуск» и далее: у человека может быть стремление к познанию более конкретных вещей, любовь тоже находит более конкретное, индивидуальное выражение, да и свобода... Но нет интереса заниматься схоластикой. Идея, я надеюсь, ясна.

Конечно, человек (речь идет, конечно, о том, у кого есть шанс), начинает свой путь далеко внизу. Например, у него может быть сильное желание узнать что-то определенное, раскрыть тайну. (Можно вспомнить, что путь Гюрджиева начался с того, что в детстве его заинтересовали некоторые необъяснимые психические феномены). Что касается любви, то тот же Гюрджиев говорил о том, что стоит учиться сперва любви к животным и растениям. Или же любовь может быть связана с конкретным человеком (если повезет). Да и жажда свободы может начинаться с примитивных или уродливых форм, вроде социальных.

Но если в человеке присутствует подлинное стремление такого рода (которое является всего лишь искоркой жажды Истины, Любви или Свободы), то он не удовлетворяется тем, чего каждый раз достигает, но его тянет выше и выше. Образно говоря, его притягивает луч, исходящий из одной из трех Сил, и он стремится, пусть сперва даже бессознательно, к источнику этого света. Хотя движение это очень не гладко ещё и потому, что трудно сохранять стремление чистым.

Хотя «внизу» также имеется то большое и главное, которое находится «вверху», но есть разница. Она заключается в том, что на низшей стадии в человеке могут сосуществовать как высокие вещи, так и низкие. С одной стороны так, и с другой стороны эдак. В одно время человек такой, в другое – другой, и т.д. А поднимаясь, приближаясь к своей цели, он имеет возможность «очищаться», то есть его более низкие, более мелкие стремления будут отмирать, отпадать.

Чтобы двигаться «вперед и вверх», искатель должен обладать, в числе прочих, неким специфическим качеством. Я бы назвал его «страстностью». Эта жажда познания, любви или свободы должна быть страстной. А всё чаще приходится наблюдать людей лишенных этого качества уже с молодости. Молодые такие старички... У них, конечно, нет шанса.

Я считаю, что это и есть нормальный, правильный, «законный» путь развития. Он труден, но на нём человека не ждет разочарование, потому что это и есть его «путь по сердцу» («путь сердца»). А школа – это всего лишь возможность помочь человеку двигаться по нему. Поэтому главное - стремление к высшей цели, без которого поиск школ и пр. не имеет смысла. Конечно, путь этот ведёт через заблуждения, ошибки, преграды. А как же иначе? Без этого развития не бывает. Важно только, чтобы ищущий не остановился, а продолжал поиск. И тогда на определенной этапе этого пути, в точке «интервала», он встретит помощь. Это Закон.

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…