?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От ja_va
(Ян Валентинович)

Почему вообще начинать с Греции? Есть ряд причин, среди которых можно назвать следующие:

В первую очередь необходимо помнить, что именно древние греки заложили интеллектуальные основания нашей цивилизации. В частности, ими был поднят ряд базовых вопросов, касающихся человеческой жизни, не потерявших значения вплоть до сегодняшних дней. Например,

- Какова природа Вселенной?
- Какова цель человеческого существования?
- Каков характер взаимоотношений между людьми и божественными силами?
- Что представляет собой сообщество людей?
- Что представляет собой государство?
- Каково должно быть настоящее образование?
- Каковы истоки законов?
- Что такое истина, и как можно претворить её в жизнь?

В меру своего понимания греки не только постарались дать ответы на эти вопросы, но и создали систему логического, аналитического мышления, необходимую для их осмысления. Эта система и сегодня продолжает оставаться важным элементом нашей цивилизации.

Однако прежде, чем говорить о греческой философии нам необходимо взглянуть на греческую поэзию. Ибо именно поэты были первыми, кто создал, сохранил и передал последующим поколениям исторические, научные и религиозные элементы античного миропонимания. Поэты же первыми предприняли попытку дать ответы на космологические вопросы о истоках, структуре и механизме работы вселенной.

Помимо этого, древнегреческие поэты выполняли в свое время важную религиозную функцию. Они пересказывали истории о богах, и пользовались в этом смысле непререкаемым авторитетом.

Наконец необходимо упомянуть, что истории, рассказанные древнегреческими поэтами, исполняли и этическую функцию. С их помощью современники определяли, какие действия допустимо или необходимо было предпринять в тех или иных случаях

Греческие боги.

Поэты давали объяснения миру посредствами мифов. Мифы представляли собой попытку дать объяснение незнакомому и таинственному через знакомое и понятное. В этих мифах человекоподобные боги древней Греции вели себя согласно доступным пониманию целям и средствам. Их можно назвать антропоморфными (созданными по подобию человека) в том смысле, что двигательными мотивами богов являлись страсти, желания и мелкие зависти; они легко обижались, были мстительны, лживы и предвзяты. Короче говоря, их огромная власть оказывалась пропорциональна их детской непосредственности.

Миропорядок согласно Гомеру

Ксенофан:
"Все мы вначале учились согласно Гомеру"

Поэмы Гомера содержат ряд общих понятий о структуре вселенной. При этом необходимо иметь ввиду следующее:

1. Порядок, наблюдаемый нами в природе (например, смена времен года), согласно Гомеру, является результатом действий богов, преследующих свои определенные цели и средства. Однако порой природа непредсказуема, поскольку непредсказуемы сами боги.

2. Боги Гомера существенно отличаются от всесильного божества Иудео-Христианской традиции. Они не только могут часто быть пересилены другими богами, включая собственных родственников, но и подчиняются силам судьбы и необходимости.

Судьба

С точки зрения греков, комбинация сил и обстоятельств, именуемая "судьбой", подчиняется более принципу случайности, чем законам природы.

Моральный идеал Гомера

Для Гомера, основными добродетелями были доблести воина-героя, которые можно суммировать словом "превосходность".

Превосходность определялась успехом, честью, властью, богатством, умеренностью и уверенностью носителя, а также его храбростью, верностью и патриотизмом.

Концепция богов у Гомера была составлена согласно этому же подходу: интересы богов были неразрывно связаны с их честью и статусом. Служение им считалось необходимым не по причине их доброты, а по причине их могущества. Соответственно все отношения смертных с богами строились на основе взаимовыгоды.

Зевс

Зевс у Гомера является единственным исключением: порой мы видим с его стороны желание видеть торжество справедливости в делах людей.

Гесиод

Чуть менее почитаем, но также широко известен в Древней Греции был Гесиод.
У Гесиода Зевс требует от других богов измерять человеческие действия согласно всеобщему закону справедливости. Как он пишет в "Трудах и днях":

Бессмертные боги не так уж далеки;
Они бесчестных судей помечают, кто давит
Соплеменников, и не страшится богов.

У Гесиода воля богов начинает приобретать характер универсальной морали, применимой к общему положению вещей в мире. Этот подход впоследствии создал предпосылки для разработки теории естественного порядка вещей, независимого от воли богов.

Труды и дни:




Конфликты внутри системы Гомера

Гомер разделял четыре силы, определяющих события в мире:

1. Некоторые события вызваны преднамеренными, хотя порой и необъяснимыми, действиями людей и богов;
2. Помимо этого, в мире присутствует элемент чистой случайности, в результате которого ряд событий столь же произволен, как и комбинация, выпадающая при игре в кости;
3. Судьба также представляет из себя неудержимую, безразличную силу в мире, в подчинении которой находятся не только люди, но и боги.
4. В отдельных местах Гомер допускает, что боги порой устанавливают определенный моральный порядок и судят смертных согласно некоему стандарту объективной справедливости.

Что же происходит в случаях, когда эти силы приходят в противоречие?

Такие конфликты требуют приведения картины мира к определенному, более упорядоченному единству.
Последние два (судьба и справедливость) так же указывают на необходимость новой системы, ведущей нас дальше гомерических мифов. Понятие судьбы как неизбежности, не смотря на свою предрассудочную окраску, в этом смысле является предтечей понятия безразличных сил природы. Идея же Зевса, как существа, способного встать над своими личностными интересами указывает на возможность своего будущего развития в систему объективных этических принципов.

Такая система, построенная на принципах предсказуемого, естественного миропорядка, доступного нашему сознанию, в определенном смысле проявила свое становление в 585 году д.н.э., когда Фалес, которого мы считаем первым философом в полном смысле этого слова, сумел, базируясь на своих астрономических познаниях, предсказать солнечное затмение.

Когда же родилась Западная философия?
Точную дату назвать трудно, поскольку она в значительной степени зависит от того, что называть «философией». Справедливо будет заметить, что философия как наука не возникла внезапно, а постепенно проявила себя, как проявляет она себя в нашей собственной жизни.

Периодизация классической (античной) философии:

1. Космологический период (585 г.д.н.э. – до середины пятого века д.н.э.) (данная лекция)
Вопросы окружающей природы
Поиски базовых элементов реальности

2. Антропологический период (середина пятого века д.н.э - 399 г. д.н.э.) (следующая лекция)
Вопросы проблем человеческого существования
Развитие концепций познания и поведения
(а) Софисты ( пятый век д.н.э.) – скептический и практический подходы
(б) Сократ (470-399 г.г. д.н.э.) – проблемы поиска объективных познаний и ценностей

3. Систематический период (399 г. д.н.э. - 320 г. д.н.э.)
Вопросы развития цельной, всеобъемлющей философской системы
Первые попытки развития базовых философских понятий
(а) Платон (427-347 г.г. д.н.э.)
(б) Аристотель (384-322 г.г. д.н.э.)

4. После-аристотелианская, или элленистико-романская философия (320 г.д.н.э. – 529 г. н.э.)
Вопросы личного, практического характера
Метафизика подчинена этическим соображениям
Циники, эпикурианцы, стоики, скептики, неоплатоники


Греческая философия до Сократа, краткий список основных философов:

Милетская школа, милетцы:
Фалес (624-545 г.г. д.н.э)
Анаксимандр (610-545 г.г. д.н.э)
Анаксимен (ок. 545 г. д.н.э)

Пифагорейцы – математики и мистики
Ксенофан (570-478 г.г. д.н.э)
Гераклит (540-480 г.г. д.н.э)
Парменид и элеаты (Зино) (515-450 г.г. д.н.э)
Плюралисты
Эмпедокл
Анаксагор
Демокрит и атомисты (460-360 г.г. д.н.э), атомы и пустота.

Кратко выделю здесь только наиболее интересных:

Гераклит (540-480 г.г. д.н.э)

– один из наиболее интересных и сложных философов до-сократиков.

Среди привнесенных им идей можно, в первую очередь, упомянуть разработку понятия «логоса»
λόγος в переводе с древнегреческого означает «утверждение», «слово», или «речь». В то же время значение этого слова можно перевести как «разум» или «рациональное содержание сказанного». По Гераклиту, понятие «логос» не ограничивается словесным содержанием нашего разума, но также отражает рациональную структуру мира в целом. Фактически, «логос» это пропорциональное соответствие между миром, как он устроен и пониманием мира, как оно дано нам разумом.

Именно в этом значении можно встретить более позднее упоминание «логоса» в евангелии от Иоанна, где он переведен как «слово»:
Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος, καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν, καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1)

Общеизвестным стало также знаменитое утверждением Гераклита о невозможности войти в одну и ту же реку дважды. «Все течет, все меняется» – говорил Гераклит, и делал на основании вывод, что река, в которую мы второй раз входим необходимо будет уже иной.
Всеобщее изменение являлось одним из основных постулатов философии Гераклита. Еще одним постулатом, оказавшим огромное влияние на развитие понятия «диалектика» стало его утверждение о единстве противоположностей.

Разные аспекты одной и то же вещи, говорил Гераклит, могут быть диаметрально противоположны друг другу. Если в некоторых случаях эта разница не более, чем разница уровней одного и того же процесса, как ночь и день относятся друг к другу в рамках суток, в других случаях противоположности носят более фундаментальный характер.

Основным элементом Гераклит считал огонь, способный изменять и трансформировать окружающее:
«Этот миропорядок, один и тот же для всех, не создан ни богами, ни людьми, но всегда был, всегда есть и всегда будет: вечный огонь, горящий в одну меру и затухающий в другую»

Парменид (515-450 г.г. д.н.э)

Возможно, Парменид действительно встречал Сократа, как это описано в одном из диалогов Платона. В любом случае нет сомнений, что его философия оказала огромное влияние как на самого Сократа, так и на его знаменитого ученика и последователя.
«Действительность неизменна» – парадоксально утверждал Парменид!
Фундаментальная действительность бытия, по его словам, могла быть обозначена как «что есть» или «единое». Основные, так же парадоксальные, утверждения Парменида:

1. Сущее никем не создано – ничто не может произойти из ничего
2. Сущее не изменяется и не может быть уничтожено – если оно могло бы измениться, то во что бы превратилось?
3. Сущее едино и неделимо – если разделить сущее, то чем мы обозначим раздел?
4. Сущее неподвижно – поскольку пустоты быть не может (в сущем нет промежутков), а для движения нужна пустота.
5. Сущее конечно – ибо бесконечное неопределенно и не полно. Сущее же однородно и равномерно распределено по вселенной.

Зенон Элейский (490-430 д.н.э.)

Одним из наиболее известных учеников Парменида был пресловутый Зенон Элейский, о парадоксах которого многие слышали. Зенон написал книгу, цель которой была – опровержение критиков своего учителя. Все попытки опровергнуть метафизику Парменида, утверждал Зенон, ведут к парадоксам.

1. Аргумент против органов чувств: если уронить зерно на землю, то звука удара не будет. Но если уронить мешок зерна, будет глухой звук. Следовательно, слух обманчив!

2. Аргумент против множества: мы можем согнуть доску длиной шесть футов пополам, и снова пополам, и так далее, бесконечное множество раз. Следовательно, доска бесконечно велика!

3. Парадокс движения: бегун из точки А покрывает дистанцию Б. Вначале он должен пробежать половину этой дистанции. До этого – половину половины, и т.д. Следовательно, он никогда не достигнет цели!

* Оригинальный пост

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…