Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Скептицизм и «ключи к успеху»

От ja_va
(Ян Валентинович)

(Начало)

mevlevi_91К пятому веку д.н.э. Афины становятся коммерческим, интеллектуальным и артистическим центром греческой жизни. В этот же период имели место существенные успехи в медицине, архитектуре, искусстве, поэзии и драме. Рождение афинской демократии дало начало новой форме политического правления. Начался Золотой Век Древней Греции.

Вскоре за этим, однако, начался период морального и культурного разложения, основными признаками которого стало разрушение классических идеалов уважения к афинским законам, религии и традициям. Афины оказались вовлечены в войну, результаты которой сказались на отношениях между людьми и их поведении.

Как писал об этом Фукидид,

«Изменилось даже привычное значение слов в оценке человеческих действий. …. Человек, поносящий других и вечно всем недовольный, пользовался доверием, а его противник, напротив, вызывал подозрения. Удачливый и хитрый интриган считался проницательным, а распознавший заранее его планы — еще более ловким.»
(Фукидид, История Пелопонесской Войны, кн.3 лн.82)

Среди причин разложения можно, в первую очередь, назвать следующие:

1. Снижение уровня уважения к культурным традициям, в первую очередь – традиционным богам, результатом чего стала утрата метафизической основы моральных ценностей
2. Усиливающиеся контакты с другими культурами, традициями, и правилами поведения подталкивали к заключению об относительности и непостоянстве ранее незыблемых понятий и убеждений, которые теперь казались зависимыми лишь от обстоятельств и местных условий
3. Рост демократических традиций в обществе подрывал идею божественного происхождения отношений между правящими и управляемыми. Помимо этого, демократический дух создал благодатную почву для атмосферы индивидуализма, и открыл новые возможности для достижения власти и успеха.
4. Многочисленность мнений среди философов и ученых по вопросам сущности и структуры бытия подтолкнула к скептицизму по всем этим вопросам, и к выводу, что истины либо вовсе нет, либо ее невозможно узнать в принципе.

Как результат интерес к метафизическим вопросам в обществе резко упал, и вместо этого усилился интерес к вопросам практического характера. Именно это и открыло дверь для выхода на сцену т.н. «софистов»


Софисты

Софисты, от греческого «софия», или «мудрость» (то самое слово, что входит и в понятие «философия), были группой своего рода бродячих специалистов, предлагавших всем желающим, в первую очередь – начинающим политикам, уроки и семинары по вопросам практического толка. Изначально слово «софист» имело более нейтральное значение, и означало нечто наподобие «профессора». Однако в результате диспутов, возникших между Сократом и ведущими софистами, за ними закрепилась репутация болтунов и демагогов. Впоследствии Платон вложил в слово «софист» отрицательный смысл. Именно таким образом они и вошли в историю.


Скептицизм и успех

В двух словах, наиболее примитивная форма софизма может быть суммирована как «скептицизм» и «успех».
В первую очередь, говорили софисты, следует спросить касательно любой идеи не «истина ли она?», а «чем она мне лично может быть полезна?»
Так же и в отношении действия, основным вопросом должно быть не «правильно ли оно», а «какова будет моя выгода, если я сделаю это?»
Придерживаясь именно этих принципов, софисты преподавали искусство риторики, дебатов, публичных выступлений и убеждения оппонента.


Физис и номос

Одними из ключевых понятий софизма являлись термины «физис» и «номос».

Физис (φύσις), как правило переводимый с древнегреческого как «природа» (отсюда и «физика»), указывает на те отличительные черты окружающего мира, которые независимы от человеческих традиций и принимаемых людьми решений.

Номос (νόμος), в противоположность этому, указывает на то в окружающем мире, что основано на человеческих привычках и традициях.

Софисты считали традиционную мораль основанной на номосе . Наиболее консервативные среди них утверждали, что успех может быть достигнут только в результате принятия существующей в обществе морали. Однако наиболее циничные софисты утверждали, что традиционную мораль следует поддерживать лишь на словах, в действительности же она не должна ограничивать нашу возможность к действию.
Несколько ведущих софистов того периода и их учения:


Протагор

Протагор был одним из наиболее ранних и наиболее известных софистов. Рожденный не позднее 490 г.д.н.э, он известен, помимо прочего, своим изречением

«Человек — это мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»
Этой фразе можно дать одну из двух интерпретаций:

1. Каждый имеет свой собственный стандарт для понимания всех вещей
2. Общество в целом является стандартом для понимания


Горгий (483-375 г.г. д.н.э.)

Горгий известен своим скандальным заявлением «ничто не истинно». Ему принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основные тезисы трактата:

1. Ничего не существует;
2. Даже если нечто существует, то оно не познаваемо
3. Даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого.

Тем не менее, Горгий считал, что способный ретор в состоянии довести аргументы до заключения. Целью дискурса является убеждение оппонента, а не истина.


Антифон из Рамнунта (480-411 до н.э.)

Согласно Антифону, между законами общества (номосом) и законами природы (физисом) существует противоречие, и наилучшим для нас является следование законам природы. Причина тут в том, что если мы нарушим законы природы, то умрем. Проблема, однако, заключается в том, что многие законы человека противоречат законам природы. Поэтому

«человек будет извлекать для себя наибольшие пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы»

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание
Tags: Вектор, История, Саликов, Философия, Ян Валентинович
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments