?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От у skifos
(Андрей Васильев)

Немногочисленные древние изображения Распятия заставляют задуматься о многом и позволяют понять, каким было развитие его иконографической схемы на пути к тому, как мы представляем её сегодня.

1. Итак, первое по хронологии изображение магическая гемма из Британского музея. Датируется концом 2 – началом 3 века РХ, происходит из Газы.

crux1
  
Фигура бородатого человека с длинными волосами, распятого на высоком Т-кресте с коротким основанием. Кисти привязаны к кресту, ноги с согнутыми коленями разведены в сторону и как будто висят в воздухе.

Над головой фигуры буквы: υιε. Надпись в 8 строк слева и справа от изображения: πατηριη|σουχριστε|σοαμνωα|μωαωια|.σηιουω||.αρταννα|..υσιου|..ι... → Υἱέ, Πατήρ, Ἰησοῦ Χριστέ. 'Сын, Отец, Иисус Христос.' (J. Spier). Также возможно читается ἀρτάνη (“повешен”). На обороте магическая надпись с именами ΒΑΔΗΤΟΦW и CΤΡΑΠΕΤΚΜΗ. Также вроде бы прочитывается «Эммануил». Связь с христианской общиной этого амулета не очевидна. Однако и предположение о том, что гемма принадлежала нехристианскому магу, исцелявшему «именем Христовым», столь же недоказуемо.

2. Гемма Нотта (Nott gem) была куплена в начале 19 века в Риме английским коллекционером Джорджем Фредериком Ноттом. Ее местонахождение неизвестно, поэтому приходится ориентироваться на фотокопии гипсового отпечатка. Иисус стоит на колонне или столпе, широко раскинув руки под прямым углом. Над головой нимб. Справа и слева от пьедестала по шесть фигур, при этом ближние к нему фигуры изображены с поднятыми руками, касающимися основания колонны. Надпись EHCO XPECTOC, последние две буквы помещены справа и слева от агнца, изображенного под сценой Распятия. Предположительная датировка 4 век.

crux2

Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение: Британский музей.

crux3

Маловероятно, что на этих геммах представлены сцена Голгофы. Во-первых, Евангелия свидетельствуют, что апостолы не присутствовали при Распятии. Во-вторых, в число 12-ти тогда должен входить Иуда, что маловероятно. Изображение, вероятно, носит символический, апокалиптический характер и может являться прототипом иконографической схемы Христос среди 12 апостолов, по шесть справа и слева от него. Такое их расположение мы встречаем в поздних изображениях проповеди Христа и Тайной вечери и т.д. Однако, более близким кажется раннехристианский мотив поклонения кресту, который встречается в изобразительном искусстве 4-5 веков. На саркофаге из Ватикана два апостола прикоснулись руками к лавровому венку лабарума, что напоминает гемму Нотта. Общий смысл изображения – торжественное провозглашение победы над смертью, поклонение небесному кресту. Это же толкование можно распространить на гемму Нотта и гемму из Констанцы.

crux4
Саркофаг 4 века РХ. Хранился в Ватикане, в настоящее время утерян.

3. Барельеф из капеллы Санта Сабина, Рим. Датировка: время правления папы Целестина I (422-433). Иисус изображен в окружении двух разбойников, фигуры которых значительно уменьшены. Все трое стоят (также, как Иисус стоит на гемме Нотта и гемме из Консанцы) в молитвенной позе «Оранта», распространенной в раннехристианский период. Ладони всех троих прибиты гвоздями к брускам (?), однако ни одного креста не видно.

crux5

Sheckler и Leith в своем исследовании, посвященном дверям Санта Сабины предположили, что прототипом для этого изображения послужила сцена с изображением Трех отроков в горящей печи (Дан. 3).

crux6

4. Саркофаг из слоновой кости с изображением Евангельских сцен, около 450 года. Хронологически это первое изображение соответствующее текстам канонических Евангелий и ортодоксальной церковной традиции. Мы видим римского центуриона, наносящего удар копьем, и мужскую и женскую фигуры (Дева Мария и Иоанн Богослов), предстоящие перед крестом. Слева – Иуда, повесившийся на дереве. На кресте надпись REX IUD[AEORUM].

crux7

Руки распростерты и прибиты гвоздями к кресту. Ноги прямые, следов того, что они прибиты или каким-то образом прикреплены к кресту нет.

Выражение лица, мускулистый торс и сама поза Иисуса не демонстрируют никаких намеков на страдание и контрастируют с фигурой мертвого повесившегося Иуды.

Типологически с одной стороны изображение близко к гемме Нотта и частично к гемме из Констанцы (распростертые под прямым углом руки, прямые ноги), с другой к барельефу из Санта Сабины (пробитые гвоздями ладони рук).

5. Очень грубое изображение распятия без малейших намеков на крест. Голова окружена нимбом, от которого исходят три луча. Вниз справа и слева две фигуры. Вверху надпись на «Иисус Мессия» (?). На обороте надпись на непонятном языке. На сайте Британского музея датируется 4-5 веками. РХ. Хотя Spier и некоторые другие настаивают на более поздней датировке, указывая на то, что мотив согнутого страдающего тела Иисуса не встречается раньше 600 РХ. Справа и слева от Распятого две коленопреклоненные (?) фигуры. Возможно Дева Мария и Иоанн Богослов. Сиро-Палестинский регион. Местонахождение: The British Museum

crux8

crux9

6. Распятие из Евангелия Раббулы, около 586 РХ. В последнее время появилось предположение, что миниатюры Евангелия были созданы раньше, а затем просто вложены в него. Иисус одет в длинный колобиум. Руки и ноги прибиты гвоздями к кресту. Руки Иисуса, также как двоих разбойников распростерты под прямым углом.

crux10

В Латеранском реликвариуеме (около 600 РХ) Иисус, также как на миниатюре из Евангелия Раббулы изображен одетым в длинный колобиум.

crux11

Рисунок из London Oriental Manuscript, около 600 РХ. Манускрипт представляет собой коптскую заклинательную книгу. Изображение распятия иллюстрирует "Молитву, которую Иисус Христос произнес на кресте". Здесь впервые распятый Иисус и разбойники изображены в разных позах. Его руки распростерты, тогда как руки разбойников отведены за спину. Современное православное объяснение этого мотива смотрите здесь.

crux12

* Оригинальный пост

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
selivolya
16 сент, 2013 10:20 (UTC)
моё предположение:
на первом изображении особенно понятно, что речь идёт о правильно поставленном шейном позвонке атланте и поэтому фигура присевшего человека с разведёнными руками абсолютно симметрична.

На второй и на третьей скрученные человечки и кривенькие представлены в бОльшей массе и меньшем размере, а человек со здоровым позвоночником выше их и как-бы значительнее (что и логично, когда ты здоров, твоя величественность слишком заметна)
val000
16 сент, 2013 13:52 (UTC)
Я надеюсь, что автор лично ответит на Ваш вопрос, но лучше было прямо спросить его по ссылке на оригинальный пост в конце текста.
selivolya
16 сент, 2013 14:20 (UTC)
автор изображения по-любому мёртв :)))
val000
16 сент, 2013 14:32 (UTC)
Он вечен в своём творении :)
selivolya
16 сент, 2013 10:24 (UTC)
видео в качестве дополнения предыд. моего коммента
val000
16 сент, 2013 13:50 (UTC)
Дама на ролике говорит ерунду (например, "к атланту присоединяются все сухожилия, а значит все мышцы нашего организма"). Если это не Вы, присоединяйтесь к нашему сообществу.
selivolya
16 сент, 2013 14:24 (UTC)
безусловно этооговорка
живая речь она такая, да
val000
16 сент, 2013 14:31 (UTC)
Там их слишком много.
selivolya
16 сент, 2013 10:42 (UTC)
ооо, а последнее изображение итого интереснее
очевиднее, то есть. Большой человечек устойчив, а маленькие приподняты и отчего то грустны. Контур вокруг рук и головы большого как защита (см. кружочки по углам креста). Его крест и буковки с кружочками - они связаны между собой смыслом. Право и лево подписаны, ибо это ВАЖНО. (...кто станет подписывать стороны у креста для казни?)
val000
16 сент, 2013 13:55 (UTC)
Правда подписаны?
skifos
16 сент, 2013 16:30 (UTC)
Могу добавить к написанному:


Евхаристия - это Иисус, ибо его называю по-сирийски Фарисатха, то есть тот, кто распростерся. Действительно, Иисус пришел, распяв на кресте мир. Евангелие от Филиппа. 53

А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Послание к Галатам 6.15.

1. Простер я руки свои и освятил Господа моего,
2. ибо простирание рук моих суть знак Его,
3. а пространство мое суть вертикальный крест.
Аллилуйя. Оды Соломона, 27.
val000
16 сент, 2013 16:35 (UTC)
Я так понял, что мои ответы на комментарии к этому тексту (см. выше) Вас удовлетворили :)
lik_mi
19 мар, 2015 10:31 (UTC)
Спасибо огромное за пост. Очень познавательно.
val000
19 мар, 2015 12:23 (UTC)
Не за что :)
ptiz_siniz
19 мар, 2015 11:21 (UTC)
Очень интересно, очень!
spartak_gomel
19 мар, 2015 12:10 (UTC)
Вызывает сомнение изображение креста на первом изображении.
Газа в это время, насколько я знаю, территория Римской империи. Для распятия в оной использовали кресты в виде "Т". Опять же. насколько я зню. я не большой знаток этого дела.

Единственное, что ценно в этой всей инфе, что до начала 3 века н.э. верующие хотя бы знали и соблюдали первые две заповеди Моисея (или первую, это как кто их делит)

Конечно, современные христиане положили на все Заповеди , но всё-таки смешно поститься, к примеру, и иметь икону в доме или поклоняться ей в храме.:)
val000
19 мар, 2015 12:22 (UTC)
Смешно весь вечер проводить перед выключенным монитором, но если отнестись неформально и включить его, то ...
spartak_gomel
19 мар, 2015 12:34 (UTC)
Ценно для меня, поправлюсь. :)Старею, думаю одно, а руки пишут другое.:))
( 20 комментариев — Оставить комментарий )