Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Змеевики и гностическая традиция

От skifos
(Андрей Васильев)


Хорошо известный на Руси в XI-XIX веках тип амулетов-змеевиков представляет собой двусторонние подвески, на одной стороне которых изображена Богородица или святые, на другой – змеевидная композиция, как правило женская голова, окруженная змеями. Греческие надписи вокруг нее указывают на их византийское происхождение.

Проанализировав разные варианты текста, Крузе реконструировал заклинание на черниговской гривне – одном из самых известных амулетов-змеевиков, следующим образом: «Черная родильница очернила себя злом (или лучше яростию), пресмыкалась в прахе, как змея, и шипела, как дракон, и рычала, как лев, и была в ужасе, как ягненок, [когда победил ее архангел Михаил]» Несколько другое чтение дал Дестунис: «Матица [Ύστέρα], черная, почернелая, как змей ты вьешься, и как дракон свищешь, и как лев рычишь, и как ягненок спишь».



На некоторых змеевиках вместо греческого слова Ύστέρα стоит славянское Дъна. Дъна известна по заговорам и заклинаниям как «черная-черная, лютая-прелютая, имеющая 130 (150, 170) ногтей, волосатая, рыкает, как лев, вопит(-яциши) как вол, играет (прыгает), как козел». На человека она насылает болезни, поражая его тело так, что больной вопит от ее мучений. В латышских заговорах эта сущность считается «матерью» человека, обитающей в его теле.



Утилитарная функция змеевиков понятна. Они имели «медицинское» назначение, заклиная дъну-истеру властью Богородицы и святых. Однако их происхождение до сих пор остается предметом многочисленных дискуссий.

В дополнении к заметке Дестуниса архимандрит Леонид утверждал, что «все эти «змеевики» есть не что иное как «богумильские наузы» (амулеты): одно из средств, которыми богумилы старались пропагандировать в народе свои «дуалистические» верования, заимствованные ими у гностиков, преимущественно же у их предшественников манихеев и павликиан. Предназначались эти наузы, очевидно, для ношения ради охранения человека от враждебного влияния, при борьбе двух начал: доброго и злого, от последнего при помощи первого». А. В. Рындина связывала их хождение с манихеями. В. Н. Залесская, критикуя манихейскую версию и указывая на явно византийское происхождение змеевиков, считала их вторичной переработкой гностической традиции. Однако никаких серьезных аргументов в пользу своей точки зрения не привела, поскольку, тем более, что змеевики получили широкое хождение во втором тысячелетии, т.е. спустя несколько столетий после исчезновения исторических гностиков.



В этом отношении несомненный интерес представляет собой обзорная статья Jeffrey Spier Medieval Byzantine Magical Amulets and their Tradition, в которой содержится попытка проследить происхождение и трансформацию образа Истеры со времен античности. В частности, указание на генетическую связь змеевиков с группой бытовавших во II-V веках амулетов, на котором изображен святой всадник, поражающий женскую демоническую фигуру, иногда называемую просто «злом».



Spier ограничился лишь краткой ремаркой о связи Истеры с космологией и творением мира, отметив ее сходство с месопотамской Абзу. Между тем в гностических текстах об это содержатся вполне недвусмысленные свидетельства. Согласно Иринею (Irenaeus, Adv. Haer. 31,1–2), гностики называли материальный космос «творением Матки (Истеры)». В «Парафразе Сима» из библиотеки Наг-Хаммади Чрево или Естество является из темных вод, порождая светила, звезды, животных и людей. Делается это все по воле Спасителя для освобождения удерживаемых Чревом частиц света.



На рынке византийских магических амулетов эти космологические идеи оказались быстро утраченными. Связи с антропологией, учитывая медицинский характер змеевиков, оказались более прочными.

Если мыслить категориями человека как микрокосма, то Истеру можно отождествить со зверем, обитающим в области пупа (в некоторых славянских заговорах вместо слова дъна фигурируют слова «желудок» или «пуп») – представление, которое в античном мире восходит еще к платоновской традиции.



Юрий Шевченко на этом основании пробует реабилитировать Истеру, отказывая ей в демоническом характере и считая охранительной сущностью. По его, слабо аргументированной гипотезе, змеевики использовались не в качестве медицинских амулетов, а для облегчения концентрации на пупе во время исихастского умного делания. Однако говорить о благости Истеры и в этом случае не приходится. Согласно Григорию Паламе, целью этой практики является обуздание, либо изгнание из тела обитающего во чреве «зверя» путем утверждения в нем очищенного молитвенной практикой ума как домоправителя (Триады I.2.2-8). Идея, которая вполне может лежать в основе иконографии образов, используемых на византийских амулетах, сохранивших отдаленный отзвук этих смыслов.

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Андрей Васильев, Вектор, Гностики, История, Христианство
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments