Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Путь к свободе: Медитация.

От larkin_donkey
(Дж. Г. Беннетт, перевод Андрея Коклина)

Мы начинаем работать над медитацией. Через какое-то время некоторые из вас сдадутся и уйдут. Но даже если вы ощущаете полную потерю нити, было бы хорошо, чтобы вы продолжали упорствовать в своих дальнейших попытках. Когда вы достигаете состояния максимальной рассеянности и беспомощности в медитации, считая, что всё потеряно, ваши мысли стали совершенно неуправляемыми, а поза кажется уже невыносимой, когда все в вас требует остановить это — именно тогда может оказаться, что вы находитесь на грани реального изменения. Из собственного опыта могу сказать, что всякий раз, когда я чувствовал свою подобную беспомощность в медитации, но не останавливался при этом — именно в такие моменты ко мне приходило большинство озарений, открывших для меня суть вещей.

Здесь следует понимать, что в медитации командуем не мы — реальная "власть" в ней находится на "другой стороне". В санскритской терминологии, медитация делается для purusha (дух или воля), а не для khestriya (тело или существование). Пуруша — это тот самый другой в нас, который является 'Я'. Именно он руководит медитацией. Мы сами не можем сказать, что должно случиться. Всё что мы можем сделать — это лишь поставить себя в ситуацию, в которой что-то может произойти. В этом смысле, медитация принципиально отличается от любых упражнений, зависящих от нашей воли и намеренных действий. Единственная причина, по которой мы выбираем некий предмет для медитации — это помощь в успокоении ума. Вполне может случиться, что у нас будет озарение, прямо связанное с предметом медитации, но оно может произойти и в совершенно другом направлении.

Медитацию проще поддерживать посредством некой повторяющейся произносимой (или даже безмолвной) мантры. И если мы достаточно терпеливы и настойчивы в продолжении медитации, основанной на каком-то вопросе, мы можем прийти в состояние, которое называется нирвикальпа-самадхи (высшее состояние самадхи, в котором любое само-сознание исчезает). Это ведёт нас прямо к пробуждению высшей части себя. Я не могу пообещать никому, когда и как это произойдёт, но не стоит недооценивать значение этого. Именно поэтому мне всегда было жаль видеть людей, которые встают и уходят, чувствуя невозможность продолжения.

Студент: Хочу спросить, можете ли Вы объяснить различие между утренним упражнением собранного состояния и медитацией?

Дж.Г.Беннет: Это две крайности. В медитации вы не пытаетесь бороться с вашими мыслями или удерживать своё внимание на чём-либо. Медитируя на какую-то тему, вы просто направляете своё намерение. Если вы медитируете с помощью мантры или медитируете на каком-то естественном процессе, вроде дыхания, то вы просто фиксируете таким образом своё внимание и не пытаетесь бороться. Когда ваш ум блуждает, вы не пытаетесь возвращать его. Если он сам приходит обратно, это уже неплохо. В общем случае, в медитации наше внимание находится на каком-то конкретном объекте: мантре, теме, идее или состоянии. Если сам объект правильно выбран, тогда он сам по себе может производить в нас притяжение вглубь (состояние 'джазбы' в суфизме) и мы будем чувствовать влечение к более глубокой части нашего существа.

Упражнение собранного состояния, в этом смысле, представляет собой абсолютную противоположность. В нём всё как раз наоборот. Здесь нет никакого конкретного объекта. Но есть при этом необходимость в постоянных усилиях. Это непреклонное усилие собственного внимания удерживать себя здесь и сейчас и не позволять чему-либо ускользнуть. Как я сказал уже, если вы обнаруживаете при этом, что фактически блуждали, не следует беспокоиться. Это является общей рекомендацией: человек не сможет делать достаточно глубокую работу в себе, если он эмоционально не уравновешен или обеспокоен; он должен пребывать в мире с собой.

Нельзя даже сказать, что медитация ведёт к тому же, к чему ведёт собранное состояние. Это не так. Реальной целью в медитации является пробуждение различных видов восприятия в нас. Она даёт пробуждение внутреннего "глаза", внутреннего осознания.

Но упражнение собранного состояния — это воздействие на наше собственное бытие. На какое-то время, это позволяет нам стать такими, какими мы должны быть; а следовательно, позволяет нашему внутреннему телу кесджан обосноваться и достичь большей когерентности.

В общем случае можно сказать, что упражнения активны, а медитация пассивна. Но и то, и другое необходимо. Если пытаться следовать лишь путём медитации, это неизбежно приведёт к однобокости. Но также и занятия только 'утренними упражнениями' могут привести к однобокости другого рода.

(Источник - The Way To Be Free: Part III. Meditation. Talks and Conversations with Students by John G. Bennett)

* (Оригинальный пост)

Содержание
Tags: Андрей Коклин, Вектор, Гурджиев, Перевод
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments