(Тихон Токарев)
Нет пророка в своем отечестве. В первые десятилетия 17 века, когда караваджизм охватил всю Италию, многие миланские художники, соотечественники Микеланджело Меризи, продолжали писать маньеристические картины. Да, зачастую маньеризм в это время был уже маргинальным явлением, уделом не слишком талантливых живописцев, но были и исключения. Например, Джулио Чезаре Прокаччини (1574-1625).
Его отец, Эрколе Прокаччини Старший, братья Камилло и Карло Антонио, а также племянник Эрколе Прокаччини Младший (сын Карло Антонио) также были художниками. Джулио Чезаре родился и до одиннадцати лет (по другим данным, до 16) жил в Болонье и болонские академисты оказали на него сильное влияние. В молодости он попал под очарование искусства ранних маньеристов, Корреджо (хотя отнесение его к маньеризму весьма условно) и Пармиджанино, влияние их творчества можно обнаружить в работах Прокаччини, созданных на протяжении всей жизни. Позднее, в Генуе он знакомится с работами Рубенса.
В который раз повторю мысль, что от живописи поздних маньристов, вроде Джулио Чезаре Прокаччини, казалось бы лежит прямой путь к барокко. Но путь оказался не столь прямым, он пролегал через строгие картины Карваджо (и даже величайший барочный живописец Рубенс не избежал его влияния).

Автопортрет в молодости

Автопортрет в зрелом возрасте

Автопортрет, 1624
Кажется, на втором и третьем автопортретах он немного похож на Рембрандта, и не только внешне. Но я не уверен, что Рембрандт вообще был знаком с творчеством Прокаччини

Мария Магдалина со Св. Иоанном Крестителм и ангелом (?) ок. 1600
Все трое юные до невозможности.

Благовещение, ок. 1605-1615

Благовещение, ок. 1620

Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами.

Ecce homo, 1602-1603
Близко к одноименной работе Караваджо, вплоть до сходства типажей, но та датируется несколько более поздним временем. Похожая композиция есть у многих художников, например, у Чиголи (1607 г.) Кстати здесь заметно принципиальное отличие Прокаччини от Караваджо. Работы Карваджо "пространственны" Прокаччини же страрается по максимуму заполнить передний план крупными фигурами и не дает взгляду проникать в глубину. Это проявляется и в позднем его творчестве.

Ecce Homo, 1615

Осмеяние Христа

Св. Себастьян, 1610-1612

Портрет кардинала Федерико Борромео, 1610

Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской

Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской

Христос в Гефсиманском саду, 1616

Обручение Богоматери, ок. 1617

Амур

Мадонна со Св. Франциском и Св. Домиником

Св. Карло Борромео

Святое Семейство, ок. 1618-1620
Тут, кажется, без Караваджо не обошлось, но и без братьев Карраччи тоже.

Смерть Св. Иосифа, 1620
Редкий сюжет!

Экстаз Марии Магдалины

Снятие с креста со Свв. Марией Магдалиной, Августином и Иеронимом, ок. 1618

Явление Св. Иакова в битве при Кампостелле

Тайная вечеря (эскиз), 1618

Самсон и филистимляне

Св. Цецилия, ок. 1620-1625

Мученичество Св. Руфины и Св. Секонды, ок. 1625

Св. Семейство с Иоанном Крестителем и ангелом, ок 1620-1625
Рисунки:


В заключение - пара работ Старшего брата Джулио Чезаре, Камилло Прокаччини:

Камилло Прокаччини (1551-1629). Сретение

Камилло Прокаччини. Осмеяние Ноя
Оригинальный пост
Содержание
Community Info