Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Изложение «Книги Иерофея» (окончание)

От skifos
(А. Л. Фротингем, перевод Андрея Васильева)

(начало)

Слово четвертое
Мы уже говорили о Всеобщем Бытии, но лишь о его сущности, а не о действиях. Ум созерцает его в тайне и молчании, получая от этого созерцания любовь и единение. Оно наделяет ум знанием:
- о различии умов;
- о том, как ум входит в тело;
- и о природе всех вещей.


Обо всем этом ум обучает Первосвященник Всеобщего Бытия, налагающий на него святую заповедь молчания. Покинув его, ум продолжает свое восхождение, в котором его сопровождают все сущности,  ранее освященные и приведенные им к совершенству. Ибо все умы должны пройти через все стоянки и  получить все формы, которые ниже Блага и через которые они ниспали. Затем ум достигает Рая, где Адам претерпел первое разделение и перенес падение. Страж показывает ему Древо Жизни, с которым ум жаждет воссоединиться, и тогда не будет более образов, и свершатся таинства.

Но Искуситель Сатана, зная об этом желании, принимает подобие Древа Жизни и является как человек греха, сын погибели, в храме Божием, сидящий, как Бог (2 Фес. 2:3) и говорящий: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Ум, введенный в заблуждение, устремляется к соединению с этой лукавой сущностью, что кажется ей Древом Жизни.  Но является Христос – великий ум, дабы свершить отмщение лживой природе. Он пригвождает ее к земле и сжигает огнем, отделив от нее благую природу ума.  Христос подводит ум к Древу Жизни и тот соединяется с ним. Отныне ум пребывает в тишине и покое.  Некоторые утверждают, что Древо Жизни это Христос, я же говорю, что оно превыше него.

Когда ум хочет продолжить восхождение, он слышит: «Оставайся в этом месте». Затем он получает таинственный меч для истребления демонов и врагов Господа. Для этого ему необходимо спуститься в места, что под землей, «ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин 5:22). Вновь он нисходит вниз, но на этот раз с ликованием, ибо знает, что природа противления не может противостоять ему, как в первый раз.  Божественный ум входит во врата Шеола и все демонические сущности собираются вместе для битвы с ним; но он низвергает и истребляет их. Умы, претерпевавшие страдания, получают освобождение и спасение.

Он очищает и освещает преисподнюю, с тем, чтобы она стала не менее светлой, чем небесные области. Теперь ум полностью удалил из себя всю противоборствующую природу и желает также истребить главу противления. Он видит то, что ранее казалось ему Древом Жизни, и срубает его.  Все умы, бывшие рабами погибели, теперь хотят объединиться с Божественным Умом и получить спасение. Но как это и предназначено Сыну, он судит их и приговаривает к мучениям, а сам продолжает спуск в область Князя Тьмы и, наконец, к Солнцу и Луне. Это солнце преисподней есть дар Блага, чтобы разумные существа в этом месте не погибли. Когда ум преодолевает Шеол и самые основания Бездны, он достигает места безвидного. Но еще ниже в месте под всеми местами находятся корни зла, которые он пришел вырвать.  Когда говорится, что ум истребляет демонов, это значит, что он истребляет их в самом себе, а не в их сущности.  Когда он вырывает корни зла, это означает, что отныне он будет соединен лишь с одним Благом.

Осудив тех, кто в Геенне, ум желает узреть Бесчувственную Сущность, которая есть мятежная сущность. Она не обладает никаким именем, именуемым на земле или в преисподней, и не имеет ничего от Природы.[1]   Заключенные в ней не могут получить воскресение или жизнь. Она не обладает разумом, осознанием, жизнью, чувствами и может быть названа Не-Бытием.  Ибо от начала она не приносила плодов, и когда это было доказано, она была приговорена. Она ниспала из состояния ума  до состояния человека, животного, зверя, демона, дьявола и наконец, стала бесчувственной и непокорной, полностью удалившись от Блага и от Природы. И хотя ум простирает на нее свою длань, она не покоряется.

И поскольку теперь все, что необходимо было выполнить в преисподней, исполнено, ум начинает восхождение. На своем пути он видит всех, кого он поразил, лежащими пред ним.  Он, стремясь стать Отцом, желает воскресить их из мертвых и помиловать. Он простирает над ними свое благо, над добрыми и злыми, и делает их всех, подобными себе. Перед воскресением слышен дивный голос: «от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез. 37:9).  Все павшие умы, воскресают и приближаются к Божественному Уму, который говорит им: «Вы братья мои, кость от кости моей, плоть от плоти моей» (Быт 2:23). И они соединяются с ним, чтобы совершить с ним восхождение.

Совершив все это, Божественный Ум спускается ниже всех сущностей и видит божественный свет, лишенный формы. С удивлением он понимает, что это та же сущность, которую он видел в выси. Теперь он постиг истинное учение о той Сущности, что наполняет все мироздание. Тогда он возглашает: «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,- и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:8-9).

Ум соединяется с сущностью света и смотрит вверх и вниз, в глубину и в широту, отныне он заключает все в самом себе. Отныне он уже не восходит и не нисходит, так как теперь содержит в себе все.

Теперь ум оставляет имя Христа, ибо он преодолел разделение, разумение, слово и отныне нет надобности больше говорить:  «Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин.17:1), ибо нет больше различия между прославляющим и прославляемым. Любовь (Дух) тоже есть знак различия, ибо предполагает, что есть тот, кто любит, и тот, кого любят – совершенные умы преодолевают  и его, ибо они превзошли всякое имя, именуемое.

Ибо когда появились различия все совершенные и святые умы были славящими и прославляемыми: прославляемыми людьми и ангелами и всеми сущностями, которые вверху и внизу; и прославляющими Благо, что превыше них. Теперь же, когда нет больше различий, они прославляются, но более не прославляют, ибо кого же они должны прославлять, если Благо в них и они в нем? Если вообще уместно говорить «в них» и «в нем», ибо одна природа и одна ипостась у них и у него. Если вообще уместно говорить «у них» и «у него». И отныне их уже не называют наследниками. Ибо стерты всякие различия, а когда нет различий, то, как же можно говорить о наследовании одним от другого?  Посему придите и прославим невыразимой славой ум, который более не прославляет, но прославляем.

И ум более нельзя назвать Божественностью, ибо это предполагало бы желание и милосердие. Что происходит с умом – мы не можем этого передать словами.

Затем своим новым и святым замыслом он начинает создание нового мира и человека по своему образу безобразному и подобию бесподобному. Он «исчерпает воды горстью своей, измерит пядью небеса, и вместит в меру прах земли, и взвесит на весах горы» (Ис. 50:12). Ибо кто может говорить о том, что не может быть высказано? О имени, которое невозможно назвать? Скажем вместе с апостолом, дивясь таинству: «О, бездна богатства и премудрости и ведения, превосходящая имя Божие, совершенного ума, когда он обрел совершенство. Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33-34).  Ибо кто уразумел этот ум,  и был советником у него и учил его? (Ис. 50:13)».

И это лишь малая часть слав Ума, свершившего все и слившегося с Благом, которое есть создатель всего.

Мы должны также сказать о различии между соединением в союзе и слиянием.  При  соединении различия умаляются, но вещи соединившиеся, не могут лишиться всех различий, ибо в них есть разделяющее начало. При слиянии же нет более никаких различий, которые делали бы их отдельными.  Потому Христа мы называем нашим союзом.  Слиянию же нельзя дать никакого имени.


Слово пятое

Я раскрыл тебе, о сын, учение, неизвестное даже ангелам, которое люди будут презирать. Ты же знай, что вся природа сольется с природой Отца, что ничего не погибнет и не будет уничтожено, но все восстановится, освятится, соединится и сольется. И тогда Бог будет все во всем. Даже ад прейдет, и все проклятые восстановятся. Все чины и различия исчезнут. Бог прейдет, и Христос прейдет, и Дух более не будет именоваться духом. Останется лишь одна (единая) Сущность.

Сын мой, сохрани мои слова, обвяжи ими шею твою, и пусть они будут знаком на твоем челе, ибо пришло для меня время оставить тебя, и тебе завещаю скипетр моей десницы.

© Текст и примечания: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian mystic (c.500 AD) and the Book of Hierotheos on the Hidden Treasures of the Divinity. Leyden: E.J. Brill, 1886.
Tags: Андрей Васильев, Вектор, История, Мистика, Перевод
Subscribe

promo nad_suetoi октябрь 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments