Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Изложение «Книги Иерофея»

От skifos
(А. Л. Фротингем, перевод Андрея Васильева)

«Книга Иерофея» - полное название «Книга сокрытых тайн дома Божьего, написанная святым Иерофеем» - сирийское апокрифические сочинение, известное с VI века. Авторство книги приписано, по всей вероятности, св. Иерофею Афинскому, легендарному ученику апостола Павла и наставнику Дионисия Ареопагита, которого упоминает автор трактата «О божественных именах».



Большинство исследователей считает, что «Книга Иерофея» вышла из под пера сирийского мистика Стефана бар Судаили около 510 года. О Стефане известно, что он родился в Эдессе около 480 года и очень рано стал монахом, проявив усердие в подвижнических трудах.   В 512 или 514 г., будучи обвинен в ереси, покинул Сирию и оказался в Палестине. Умер около 543 года.

«Книга Иерофея» состоит из пяти глав или «слов». Первое слово носит космогонический характер. Автор прославляет изначальное Благо, приведшее к бытию духовный мир, изначально существовавший в состоянии единства, из которого в результате отпадения творения от Блага, произошли различия/разделения, обусловившие появление материального мира.  Возвращение утраченного единства провозглашается главной целью духовного пути.

Главы со второй по четвертую посвящены описанию восхождения индивидуального ума к единству через обретение тождества с Христом и далее с Высшим Благом. Автор описывает это восхождение в яркой эпической манере, утверждая, что основывается на личном опыте.

Пятое слово, самое краткое, посвящено теме будущего единства Бога с творением, когда исчезнут все различия между сущностями, и произойдет полное и всеобщее слияние всего, не исключая и Божественные ипостаси.

В «Книге Иерофея» предпринята попытка соединить идеи Оригена и Евагрия Понтийского с элементами, почерпнутыми из греческой философии и гностических учений. Взгляды исохристов, осужденные Вторым Константинопольским собором в 553 году, имеют много общего с воззрениями ее автора.

Слово первое
Всякая умная природа обуславливается, познается и постигается природой, что над ней, и обуславливает, познает и постигает природу, что под ней, но только чистый ум может проникать в то, что над и под ним. И даже разумению ангелов не дано постичь чудесные таинства чистых и святых умов.

Благо, которое мы прославляем, является всеобщим, устанавливающим, дающим и поддерживающим силу мироздания; от него отделились все различные сущности, благодаря ему они существуют и к нему они желают вернуться[1].

Различия установились из Всеобщего Бытия (Universal Essence) следующим образом. Благо, будучи единым, не может произвести чего бы то ни было, что не единообразно:  поэтому, когда произошло отпадение от Блага, разные чины существующего не явились немедленно, ибо единообразие не может произвести разделение. Напротив, разделение  происходит от различных порядков Божественной Природы, от всех различных и неравных природ человека, тварей, ползающих по земле, птиц, зверей и рыб, равно как и сущностей, что под землей, которые претерпевают пытки в преисподней. Степень их удаления от Блага, определяет то, куда они ниспали. Когда все они одновременно отпали от Блага, над всем установились тишина и молчание: и они были подобны несуществующим, обладая лишь смутным ощущением своего места. И – говорю об этом открыто и не таясь – они были Тоху ва боху.

По прошествии бессчётного числа веков, Благо стало действовать, чтобы излить  на них свою любовь и взрастить эти пребывающие в бессознательном состоянии умы, дабы они приобрели движение к жизни и к осознанию; тогда в них были порождены новое сердце и новый дух познания добра и зла, т.е Благо дало им свободу воли и затем установило место каждой сущности в соответствии с мерой ее любви. Оно также создало Христа – главу и правителя над всеми ними, и это произошло, когда ум получил разумение.

Некоторым умам, однако, Благо оставило их бессознательную и неразумную сущность (как силам зла) – но даже они в конце будут спасены. Одна сущность, немедленно после того как получила осознание, противопоставила себя Благу и ей было предназначено место в преисподней.

Всеобщее Бытие (от которого отделились все умы) называется всеобщим, поскольку оно существовало после того как отделилось от Блага, но до того как возникло это иерархическое различие: ибо к нему пришло все, что отделилось от Блага, и от него изошла всякая природа, являемая отличной и отдельной.  Некогда все умы были беспорядочно смешаны в нем, без различий и, не осознавая себя; и когда они приобрели осознание различий, они изошли из него[2]. Те же, кто остался в нём, приобрели высшее осознание; им предназначено открывать божественным умам, когда те (умы) достигают их[3], славные и святые божественные таинства.

Небесные сущности неисчислимы, но их можно, вслед за апостолом Павлом, разделить на девять чинов, каждый из которых разделен еще на три разряда, в каждом еще по девять порядков. У всех у них разные служения: некоторые священнослужители, некоторые помощники, некоторые проводники. Каждый приносит свет и действует на сущность, что под ним, но не знает о том, что над ним.

© Текст и примечания: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian mystic (c.500 AD) and the Book of Hierotheos on the Hidden Treasures of the Divinity. Leyden: E.J. Brill, 1886.
© Предисловие и перевод: Андрей Васильев.


[1] В «Книге Иерофея» Высшее Благо – первый, всеобъемлющий принцип. Всеобщее Бытие – Единство или неоплатоническое Единое – второй принцип в порядке эманаций. Оно содержит в себе начала разделения и, как кажется, тождественно тому, что называется первым отпадением от Блага.
[2] Ср. «Ибо предымея и сверхимея предбытие и сверхбытие, Он сначала создал бытие вообще – я имею в виду само по себе бытие, – а затем с помощью самого бытия создал все что только есть сущего. И все начала сущего причаствуют бытию и суть, и суть начала, и сначала суть, а потом суть начала». Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах. V,5.
[3] Т.е., когда умы совершают восхождение к Благу.


(Продолжение)

Оригинальный пост

Содержание
Tags: Андрей Васильев, Вектор, История, Мистика, Перевод
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments