Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

К вопросу о происхождении имени "Кощей (Бессмертный)"

От val000
(Валерий Аллин)

352pxVLСогласно этимологическому словарю Макса Фасмера слово "кощу́н" значит "насмешник, богохульник". «Материалы» И.И. Срезневского дают обозначение ещё нескольким словам с корнем "кощ-": "кощуна" - басня, вздор; "кощунание" - свершение греха кощунства; "кощь" - костляв; "кощунословить" - говорить с сатанинской злобой; "кощунати" и "кощунити" - собственно кощунствовать. Из определений очевидна (по тем временам конечно) антихристианская направленность кощунствующих, при которой негативные отзывы христианских летописцев кажутся вполне естественными. Можно предположить, что кощуны были не просто баснями и вздором, а религиозным знанием, которое распространяли некие перехожие люди - кощунники. У И.И. Срезневского есть такой пример типичного употребления слова "кощунник": "Да начнеши мощи кощюнникомъ въспрещати, видиши многы събирающеся къ кощюньникомь" (Златостр. сл. 24; "Да начни прижимать кощунников, видишь как много людей вокруг них собирается"). Что безусловно отражает борьбу христиан с предыдущей религией восточных славян.

У слова "кощей" на бытовом уровне есть несколько значений, и предполагается по крайней мере два возможных источника (с разными значениями выведенных слов): праиндоевропейский и тюркский ("раб"). При этом в быту основным было и остаётся тюркское значение в различных вариантах: раб, худой, нищий, мальчик... Это никак не соответствует образу Кощея Бессмертного из русских народных сказок (например в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство), но со временем его начали изображать очень худым.

Среди праиндоевропейских корней на слово "кощей" похож только корень *h₃és-no- (осина; с учётом возможного перехода звуков может звучать как кешно). Даже если допустить, что осина была основным деревом праиндоевропейцев (например, от этого корня произошло английское слово "ash" - "пепел" - наши предки его постоянно сжигали), то вряд ли его боготворили наши пращуры. Впрочем, по сказкам, подобно дереву Кощей берёт силу от воды.

В хозяйстве древних славян от воды силу могли брать ещё земля весной и скот на водопое. С этой точки зрения интересна другая версия. Слово "кощей", вероятно, состоит из двух частей: "ко(у)" и "щей". Я бы предположил, что первая часть соответствует праиндоевропейскому корню *gʷou- ("бык"). От него произошло русское слово "говядина" и английское - "корова" ("cow"; кстати видно как легко "г" превращается в "к"; очень разное произношение "г" в русском и украинском языках тоже подтверждает возможность такого перехода). Вторая часть, "-щей" (или "-щий"), может быть либо результатом преобразования слова в прилагательное, либо самостоятельным корнем. В первом случае, значение "бык" не подходит - корень слишком короток, а преобразование подразумевает замену конца корня на "щ" (пример, "доска-дощатый", где производный корень не "до-", а "доск-"). Поэтому, в данном случае больше подойдёт праиндоевропейский корень *H₃ost- > kost- - кость (превратился в русские слова "кость" и "остов"). Слово же "кощей" будет иметь смысл "костяной", как и было предложено Фасмером со ссылкой на Бернекера. Известно, что в таком смысле оно часто употреблялось. Единственно, слово это не вяжется с божественным образом Кощея.

baal-closeupНе было ли другого смысла в слове "кощей"? Принимая во внимание подмену "к" на "г", слово "кощей" могло произойти от слова "гост". Такое слово есть в английском языке ("ghost") и обозначает оно привидение. Оно скорее всего происходит от того же праиндоевропейского корня *H₃ost- (кость, остов), но уже есть намёк на потустороннее существо. То есть, возможно, что Кощей - божество, имеющее отношение к посмертному существованию. Не бог ли это подземного мира (земля берёт жизненную силу от воды) и Великий Пращур? Правда, прямолинейное имя Скелет-Дух несколько мелковато для объекта религиозного поклонения.

Второй возможный вариант происхождения имени Кощей можно получить если считать части "ко(у)-" (от *gʷou- "бык") и "-щей" ("-щий") самостоятельными. Часть "-щий" в этом случае скоре всего соответствует старославянскому "сы", превратившемуся со временем в "су́щий" - "самодовлеющая единица" (по И.И. Срезневскому).

В этом случае, имя Кощей должно означать "быкосущность". Оно похоже на слово-заменитель настоящего имени. Так славяне из страха перед бером заменяли его имя на "ведающий мёд" - медведь (берлога - дом бера). Если "Кощей" - такое же имя-заменитель, то можно предположить, что Кощей считался очень грозным богом и должен был изображаться не в своём естественном виде, а образом-заменителем, вероятно, в виде быка.

Кстати говоря, такой бог в истории хорошо известен. Это Ваал или Баал - «бог, владыка». Ваал (слово "вол" в русском языке?) высоко почитался в Древнем Мире и "мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме (на фотографиях), что связывает его с Зевсом, Зевсом-Аммоном, вавилонским Зевсом-Баалом", что не удивительно. У славян были общими с праиндоевропейцами не только языковые корни, но и истоки религии, которую мы потеряли.

Если вернуться к вопросу о бессмертии Кощея ("смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц..."), то нужно отметить, что слово "смерть" произошло он праиндоевропейского корня *mer- ("умирать"). Смерть у праиндоевропейцев - *neḱ- (отсюда греческое слово "некроз"). То есть, в мифе, возможно, вообще не смерть имелась в виду. Например, очень похожий на *mer- корень *(s)mer- у праиндоевропейцев означал "память" (душу?). Тогда "смерть на конце (костяной!) иглы" - просто указание на неуловимость (нематериальность) духа Кащея Бессмертного. Именно поэтому он и бессмертен. Цепочка же животных, в которых была смерть Кощеева - просто перечень всего, в чём есть дух Кощеев. Возможно, это - священные животные и растения древних славян. Похоже, древние нам просто говорили этой последовательностью, что "всё живое из яйца" (omne vivum ex ovo), а в яйце - дух божий.

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Аллин (текст), Вектор, Околофилософское
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments