Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Ван Гог и "обратная перспектива"

От tito0107
(Тихон Токарев)

С тех пор, как художники-модернисты «взбунтовались» против перспективы прошло уже более ста лет, и миф об «обратной перспективе» прочно впечатался в головы художников, искусствоведов, да и простых обывателей, неравнодушных к искусству.

Ван Гог был перспективистом. Ярко выраженное схождение параллелей присутствует во множестве его рисунков и картин, от самых ранних до самых поздних.





Зачастую перспектива в его работах даже утрирована, но есть такие картины, где она выражена слабо.
То есть, Ван Гог, как и всякий крупный мастер, видел в перспективе лишь выразительное средство, и применял его в зависимости от поставленных задач. Не обожествлял её, как мастера Кватроченто, но и не отвергал возмущенно, как его преемники-модернисты.

Ван Гог даже смастерил перспективную рамку, и писал с её помощью картины, и надеялся, что другие художники переймут у него этот метод.



Но иным искусствоведам почему-то кажется, что перспектива – это плохо, и потому в творчестве каждого крупного художника они ищут элементы «обратной перспективы». Ну а если хорошо искать, то всегда найдешь, тем более, если ищешь «то, не знаю что».

Вот, известный искусствовед Н.А. Дмитриева в своей книге про Ван Гога признает, что «традиционной прямой перспективе Ван Гог открыто не изменял». Отчаявшись уличить художника в «измене», Дмитриева тут же пишет, что он допускал всякие «сдвиги, вольности, утрировки» и далее на нескольких страницах повествует об этих «сдвигах и вольностях». Но никаких признаков «обратной перспективы» у Ван Гога она всё равно не находит, и потому выдает такой абзац:

«Следуя законам прямой перспективы художник вносит в неё и некоторые элементы «обратности», характеризуя удалённые предметы яснее, чем приближенные. Не редкость у него и обратная цветовая перспектива, то есть преобладание холодных тонов вблизи и теплых, «желтеющих» - в глубине, что приближает к нам далекие планы, выводит их на плоскость холста».



В принципе, конечно всё правильно – картины, построенные по такому принципу у Ван Гога встречаются, но всё же их меньшинство. А в большинстве цветовое построение идёт по классическому принципу: вдали всё размытое и холодное, вблизи – чёткое и тёплое.( Хотя, надо сказать – голубой у Ван Года порой почти столь же интенсивен, как и жёлтый). Плоскостность полотнам художника придает фактурный мазок, но это уже совсем другая история.

Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Искусство, Тихон Токарев
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments