Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Американская реалистика: Томас Икинс. Рисунки.

От tito0107
(Тихон Токарев)

Проблема реалистической живописи в периферийных западных обществах (в данном случае берем Россию и США) заключается в том, что эта самая живопись пришла туда уже в закостенелом академическом варианте. В "старой", "осевой" Европе (условно, от Неаполя до Амстердама) было все иначе: там сначала долго учились реалистично рисовать, изучали пропорции, анатомию, перспективу, причем обучение рисованию вплоть до 17 века происходило во вполне средневековых условиях (в мастерских живописцев-ремесленников) и лишь потом выросли академии и академизм. Причем первые академии ничем не отличались от мастерских, я недавно приводил гравюру, показывающую "академию" Баччо Бандинелли. Так вот, если на "старом" Западе реализм* предшествовал академизму, то на "новом" Западе реализм из академизма вырастал.

Пробивался он довольно долго и мучительно, как росток сквозь асфальт. Художники возжелали изображать не "сатурнов, отанавливающих свой бег в объятьях венер", а то, что видели вокруг себя, но ничего, кроме сатурнов и венер они изображать не умели. Хоть и требовал Венецианов повиноваться "одной натуре", у него самого это выходило плохо: постоянно выглядывали академические черты. То же можно сказать и почти обо всех его преемниках на ниве реализма, творивших в последующие десятилетия.

Американский реализм проходил те же стадии, что и русский. Вот Дж. К. Бингем - аналог венециановцев и первых передвижников (еще времен Артели). Правильные фигуры, театральные мизансцены. Академического образования Бингем не получил, но творил вполне в академических традициях. Зато два великих американских реалиста следующего поколения - Уинслоу Хомер и Томас Икинс эти традиции постепенно преодолевают. Но они - одновременно и постакадемические и доакадемические реалисты. В их работах видно восхищенное отношение к натуре, желание эту натуру изучать, тщательно штудировать (и изображать ее такой, какая она есть, а не подгонять под каноны) и некоторое самолюбование: вот, смотрите, как я могу! То же видим и у Рёскина и ранних прерафаэлитов, например (академизм в Англии также был сравнительно молод, хотя и не так, как в США и России). И это отношение роднит реалистов 19 века с художниками Ренессанса. А перспектива?! Посмотрите, с каким кватрочентистским упоением создает тщательные перспективные эскизы к своим гиперреалистичным картинам (похожим на цветные фотографии) Икинс. Просто Паоло Уччело какой-то, или Джованни Беллини! Не могу отделаться от чувства, что он делает это ради удовольствия. Мог бы ведь банально сфотографировать, а потом перенести на холст и лодки и весла и все, что угодно.

Кстати, о перспективе и фотографии. Наверное, не случайно, что Дагер был художником-перспективистом. Да и некоторые импрессионисты и постимпрессионисты - Дега, Кайботт, Ван Гог - увлекались перспективой, особенно на раннем этапе творчества. В их работах перспектива утрированная и неприглаженная, тогда как академическая живопись избегает резкой, бьющей в глаза, перспективы. Но они-то "постакадемисты" чистые, в отличие от Икинса.


Академические штудии

Eakins_-_Head_of_a_Warrior.png1869.png
Голова воина, ок. 1869

Eakins_-_Man_in_Turban.jpg ок. 1869.jpg
Мужчина в тюрбане, ок. 1869

Eakins_-_Nude_man_seated.png ок. 1869.png
Обнаженный сидящий мужчина, ок. 1869

1280px-Nude_woman_reclining,_back_turned_G5.jpg 1863.jpg
Обнаженная женщина со спины, ок. 1863

756px-Thomas_Eakins,_American_-_Study_of_a_Seated_Nude_Woman_Wearing_a_Mask_-_Google_Art_Project.jpg ок. 1863-66.jpg
Обнаженная женщина с лицом, закрытым маской,  ок. 1863-1866


Этюды, эскизы и картоны к картинам

A_pusher_(Poleman_in_the_Ma'sh)_G151.jpg
Плотогон

Study_for_Rail_Shooting_from_a_Punt.jpg
Стрельба с плоскодонки

Gross_clinic_bw.jpg1875.jpg
Клиника Гросса, 1875

Зарисовки к картине "Уильям Раш и его модель" (1875-1876)
Eakins_G109_Woman_With_Parasol.jpg

Eakins_G109_Washington.jpg

Eakins_G109_Three_Figures.jpg 1875-76.jpg


Eakins_G109_Laetitia_Bonaparte.jpg

Перспективные штудии

1280px-Perspective_Drawing_for_John_Biglin_in_a_Single_Scull.png


Perspective_Drawing_for_The_Biglin_Brothers_Turning_The_Stake_1.jpg


Perspective_Drawing_for_The_Biglin_Brothers_Turning_The_Stake_2.jpg


Perspective_drawing_for_the_pair-oared_shell_thomas_eakins.jpeg 1872.jpeg


1280px-Perspective_Drawing_for_The_Pair-Oared_Shell.png

Sketch_for_Mr._Neelus_Peeler's_Conditions.jpg


1280px-Perspective_Drawing_for_Hunting.jpg 1874.jpg


1280px-Perspective_Drawing_for_the_Artist_and_His_Father_Hunting_Reed_Birds_G69.jpg

*Поскольку академизм - это, в определенной мере, тоже реализм, то имеет смысл делить реализм на академический и неакадемический. Первый буду называть академизмом. Второй - просто реализмом.

Оригинальный пост

Содержание
Tags: Вектор, Искусство, США, Тихон Токарев
Subscribe

promo nad_suetoi октябрь 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments