?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Проклятие языка

От umizm

DSC_2297Говоря о познании действительности, нельзя не коснуться темы языка. С одной стороны, язык является основным орудием познания и описания действительности. С другой, он является и серьезным препятствием для цельного восприятия действительности, ибо навязывает готовую систему понятий той или иной языковой картины мира. Не вдаваясь в тонкости лингвистической науки, попробуем дать приблизительное определение языку. Язык это система понятий и соответствующих им символов. Это определение учитывает две важные для нас вещи - 1) язык основывается на системе понятий, 2) язык функционирует с помощью символов.

Язык это лишь "карта территории", а не сама реальность, т.е. язык - это лишь приближенное описание реальности, и это описание всегда неполно, так как реальность безбрежна, а слова и понятия, с помощью которых описывается реальность - есть лишь той или иной степени обобщения. Что такое понятие? Понятие это обобщенное представление о некотором участке реальности (не только материальной, но и ментальной). Как появляются понятия? Ткань реальности произвольно разрезается на отдельные кусочки, которые систематизируются, частности опускаются, и в конце остаются лишь те общие признаки, на основе которых формируется понятие. Это "разрезание" реальности в разных культурах происходит по своему. Отсюда - разнообразные картины мира, трудности перевода и лакуны. Действительно, границы, которые проводятся по единой реальности, подобны условной координатной сетке на территории или делению музыки на жанры. Мы делим музыку на жанры для того, чтобы легче ориентироваться в мире музыки, а не потому что жанры существуют на самом деле сами по себе. Например, многие понятия выделяются по критерию "качества" (цвет, форма, вкус, и др.) и "действие" (функция, процесс). С другой стороны существует множество абстрактных понятий, которые не сводимы ни к действию, ни к качеству. Назовём их "мета-понятиями". Они являются абстракциями наивысшего уровня. Например, это понятия, соотносимые с такими символами или знаками (т.е. словами) как "смысл", "значение", "понятие", и др. А можно ли с помощью слов и понятий объяснить само слово "понятие"? В словарях такие базовые категории часто объясняются друг через друга. Например, "Быть - значит существовать", "Существовать - значит быть". Действительно, если объяснять слова, затем объяснять объясняющие их слова, затем их объясняющие слова, то в конце останется "нечто, что-то, что есть, существует, присутствует, наличествует".

Как соотносится слово, понятие и реальность. "Перст, указующий на Луну, не есть Луна". В связи с тем, что слово, с одной стороны, является знаком понятия, а с другой, в речи всегда является указателем на реально существующие ситуацию или предмет, слово можно представить связующим звеном между нашим представлением о реальности (а поскольку у каждого представление о реальности своё собственное, то для коммуникации необходим некий "общественный договор", т.е. язык) и самой реальности, поэтому то "мысль изреченная есть ложь".

Другая проблема языка состоит в том, что понятийная картина мира по своей сути дуальна. Это проявляется в частности огромным количеством слов-антонимов. Можно возразить, однако, что есть слова и понятия которые не имеют антонимов. Например, "карандаш". Тем не менее мы можем вообразить некий идеальный "не-карандаш" - любой предмет, не являющийся карандашом. Действительно, нет "громкого" без "тихого", "светлого" без "темного", и т.д. Отсюда, постоянный стресс человека, который убегает от страдания и стремится к удовольствию, не понимая, что одно без другого не существует. Соединение противоположностей (т.е. осознание того, что противоположности есть условно разделенные языком две стороны одного процесса) сопровождается снятием конфликта.

Итак, при всех безусловно полезных свойствах, которые имеет язык, существуют и такие (о которых обычно умалчивают учебники по языкознанию), которые ограничивают наше восприятие, формируют определенную призму восприятия, через которую человек познаёт реальность и ориентируется в ней с помощью языка.

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова)

Содержание
promo nad_suetoi октябрь 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
smzrtski
9 окт, 2013 16:31 (UTC)
еще одно приближенное описание реальности - фотография и шире - искусство. то есть языков много, не по странам а по чувствам. язык любви например:) и это тоже расширяет познание:)
val000
9 окт, 2013 17:03 (UTC)
Да, тема обширная, но читатель сам волен развивать её. Здесь же речь идёт только о языке.
depozitiv
9 окт, 2013 20:08 (UTC)
Как я рада, что тема инструмента языка все чаще теперь рассматривается , ни как уникальный носитель информации, а как носить очень сильно искажающий реальность. служащий инструментом нейро-лингвистического программирования... очень этичная тема - которую непременно нужно пропагандировать.
val000
1 фев, 2015 15:23 (UTC)
Да. Пропустил это Ваш комментарий 2 года назад :)
icefilm
10 окт, 2013 02:14 (UTC)
слово-зло.)
val000
10 окт, 2013 02:56 (UTC)
Зло - понятие относительное. Слово - тоже понятие относительное?
para_strok
1 фев, 2015 14:14 (UTC)
Учебники по языкознанию ничего такого не умалчивают))) Языковая картина мира - термин давно известный. Только почему же это плохо? Это просто данность, с которой надо считаться. Еще Гумбольдт писал - учите языки, чтобы расширить свое понимание мира. И Гете справедливо отмечал: кто не знает иностранных языков, не знает ничего и о своем родном.
Я не соглашусь с тем, что языковая картина мира искажает реальную. Потому что - какая она, реальная, объективная? Кем и чем, и какими путями, органами воспринятая? Что такое реальность (с точки зрения, например, квантовой физики)))?
val000
1 фев, 2015 15:24 (UTC)
Сегодня во сне я опять был Там, Дома. Видел животных, которых не могу описать. Просто Там они были обычными, а здесь ничего подобного нет. Так же и с остальным…

Кстати, присоединяйтесь к этому нашему сообществу!

Edited at 2015-02-01 15:26 (UTC)
livejournal
1 фев, 2015 15:14 (UTC)
Языкознающие
Пользователь legarhan сослался на вашу запись в своей записи «Языкознающие» в контексте: [...] Оригинал взят у в Проклятие языка [...]
feline34
1 фев, 2015 19:24 (UTC)
Я где-то читала, что в азиатских языках, к примеру, слово "любовь" имеет много больше значений и оттенков, чем в европейских языках.
val000
1 фев, 2015 21:02 (UTC)
Не знаю, Оля, не знаток.
alsit25
1 фев, 2015 19:42 (UTC)
нет , здесь помимо языка еще и говорится о реальности ( не ограничивющейся безграничностью) , здесь говорится о «познании» корень «знание» и вроде как бы знание- единственный инструмент взаимодействия с «реальностью» и много еще чего, о чем писали не в учебниках для студентов, а весь 20 век сотни мыслителей от Виттгинштейна до Немы Хомского
alsit25
2 фев, 2015 05:37 (UTC)
я думаю что вам будет интересно это - http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/12/12ryab.html
val000
2 фев, 2015 14:47 (UTC)
Посмотрю потом.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )