(Уистен Хью Оден, перевод Александра Ситницкого)
(Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6)

То, что протестанты и католики не видят друг в друге монстров - повод возблагодарить Бога, но и причина, чтобы стыдиться самих себя, христиан, не внесших ничего для смягчения этих отношений. Если мы выучили насколько безнравственно и опасно накладывать мирские наказания на ереси, сдерживать народы от ересей террором, то выучили мы это у рационалистов скептиков, чувствовавших, как Граф Галифакс, и сказавшего: «Большинство религиозных распрей похоже на ситуацию, когда двое ссорятся из-за дамы, до которой обоим нет дела». Даже когда жар спал, религиозное меньшинство католиков и протестантов все еще крайне нуждается в эффективных гражданских препонах, чтобы быть уверенным, и насколько возможно, что религиозные границы совпадут с границами государственными и не позволят ординарным протестантам и католикам встретить друг друга. Дефо говорит, что в Англии его времени « были тысячи парней, готовых сражаться до смерти против папства даже не зная, что значит это слово - человек или лошадь», и ситуация в католически странах была не лучше. Опять же, кампанию за то, чтобы гражданские власти гарантировали равные права всем гражданам, независимо от их вероисповедания определенно возглавляли не христиане. Даже тогда, когда равенство было гарантировано законом, оставались классовые барьеры, начавшие исчезать только в мое время. В английском среднем классе, и спасибо существованию добрых старых католических семей, чей социальный статус был безупречен, могут считать, что быть католиком эксцентрично или аморально, но это не так оскорбительно, когда ты диссидент*. В моей юности «обратиться к Риму», перейти в католичество считалось столь же позорным, как родить ребенка вне брака, событие печальное, но что иногда случается и в лучших семьях. Однако англиканину стать баптистом событие немыслимое – баптисты были людьми, которых пускали только через черный ход. И опять же, роль христиан в борьбе с социальной несправедливостью и снобизмом не была очевидной. И, последнее, желаем мы того или нет, мы сбивались в стаи из элементарного страха. Сегодня на глобусе много мест, где быть христианином любой конфессии серьезный недостаток, и иногда опасный, и таких мест становится все больше.
Когда материальные и мирские обстоятельства благоприятствуют все больше взаимному непониманию, любое пренебрежение отзывчивостью с нашей стороны становится непростительным. Я пишу это, когда до Троицына Дня, Праздника Вселенского всего несколько дней, и Папа объявил его Годом Католиков.
Как первый шаг, нам следовало бы благодарить друг друга и современную секулярную культуру, которую обе церкви наперегонки яростно поносят. Хорошо бы протестантскому пастору и католическому священнику понять, что за углом стоит иная церковь, а напротив обеих - кинотеатр, понять, что они не могут удержать паству просто потому, что той больше некуда пойти, или потому что если ни в одну не пойдешь, то это исторгнет тебя из общества. Я часто наблюдал, насколько более жизненны и богоугодны и католические, и протестантские службы там, где население смешано, чем в странах, где доминирует одно вероисповедание. Потом, обменявшись комментариями, нам следовало бы обратиться ко второй части Деяний. Чудо, содеянное Святым Духом, обычно называют даром речи, причем различной, но разве это одновременно не дар слуха? Это же чудо, что люди из различных частей Ливии и до Кирен, да и чужаки из Рима могли слушать галилеян, и что галилеяне могли с ними говорить?
Проклятие Вавилонский Башни не различные языки – различие естественно в жизни – это гордыня, заставляющая каждого из нас думать, что те, кто производят словесный шум отличный от нашего, неспособны на внятную речь и потому общение с ними совершенно невозможно, гордыня, которая, и поскольку речь двух человек одинакова – ведь речь не алгебра – должна вести их к заключению, что сама по себе речь предназначена только им самим. Именно об этом проклятии сэр Уильям Ослер сказал :« Половина из нас слепы, немногие из нас способны осязать, но мы все глухи». Посему, нам надо сначала научиться слушать и потом объяснить себе, как понимать эти два дара, самых необходимых и за что мы должны молиться самым ревностным образом сегодня.
---------------------------------
*
(Dissenters) диссентеры или диссиденты (распространённое в 16-17 вв. в Англии название лиц, не согласных с вероучением и культом официальной Англиканской церкви
* Оригинальный пост
Содержание
Community Info