Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Ходжа Ариф Ревгари

От assalam786
(Нина Ассалам)

В начале 13-го века Центральную Азию опрокинула волна монгольского нашествия. Орды Чингисхана сравнивали с землей целые города, поголовно истребляя жителей. Многотысячелетняя цивилизация оказалась на грани гибели.

В условиях надвигавшейся катастрофы, которую Учителя суфийской Традиции, как известно, предвидели и последствия которой предсказывали, было принято решение сосредоточить усилия одновременно по трем разным направлениям (так делалось всегда, и так делается сейчас). Первая часть суфиев переселилась в местности, не затронутые военными действиями, где учение могло быть сохранено на все еще благоприятной почве. Так поступил отец Джалаледдина Руми, перебравшийся с семьей из Балха в Конью. Суфийский поэт Саади также покинул родину, перебравшись в Багдад, тогда еще безопасный.

Вторая часть суфиев осталась противостоять завоевателям: при защите Хорезма был убит Наджмуддин Кубра, от рук монголов погиб Фаридуддин Аттар, не покинувший родного города, хотя и отославший предварительно всех своих учеников в безопасные места.

Третья группа осталась в захваченных городах, для того, чтобы исподволь направлять действия завоевателей в нужное русло, сохраняя и укрепляя, где возможно, суфийское наследие и влияние.

По Божьей воле, Бухаре было предназначено остаться одним из островков, где достижения цивилизации и учения удалось сохранить, и, судя по некоторым источникам, это произошло во многом благодаря предвидению Учителей Ходжагана.  Незадолго до смерти Ходжа Абдул-Халик Гиждувани призвал двух своих ближайших учеников, Ходжу Аyлия и Ходжу Арифа Ревгари, и велел им попытаться убедить всех членов Ходжагана перебраться в Бухару.

Ходжа Ариф Ревгари, тогда еще относительно молодого возраста, встал во главе Ходжаган и оставался в этой роли во времена монгольского нашествия. Он родился и жил в окрестностях Бухары, селении Ревгар. Согласно народному преданию, Чингисхан остановился в этой деревне, прежде чем осадить Бухару.  Основная часть жителей в страхе покинула свои дома, только Ходжа Ариф остался и спокойно работал на ткацком станке. Чингисхана удивила его невозмутимость и мастерство, с которым он работал. Он спросил Ревгари, как ему это удается. Ходжа Ариф ответил: "Мое внешнее внимание сосредоточено на работе, а внутреннее – на Истине. Я не трачу силы на беспокойство о том, что происходит вокруг меня". Чингисхан был настолько поражен таким ответом, что распорядился не трогать жителей деревни, и велел Ходже Арифу ехать с ним в Бухару.

Конечно, проверить истинность этой легенды не представляется возможным, однако Бухара действительно избежала участи, постигшей Самарканд, где было истреблено почти все население. Возможно, благодаря заступничеству и убеждению Ходжи Арифа Ревгари, которого современники с почтением называли Главой Познавших (Пишува-и-Арифан), десятки тысяч жизней бухарцев были сохранены. Всему населению было приказано покинуть город, однако, когда наступили морозы, Ходжа Ариф, согласно тому же преданию, убедил Чингисхана совершить акт милосердия и позволить народу вернуться. Чингисхан прислушивался к советам Ревгари, поскольку питал уважение и суеверный страх перед людьми особой духовной силы, которых приравнивал к шаманам (как известно, тирана везде сопровождал его собственный шаман, статус которого был очень высок). Благодаря правильной тактике Ходжагана, Учителя которого старались налаживать отношения с людьми всех рас и верований, Бухара вернулась к нормальной жизни гораздо быстрее других городов.

*****

К сожалению, сведений о жизни Ходжи Арифа Ревгари сохранилось очень мало. Известно, что он возобновил практику громкого зикра – поминания имен Бога, произносимых вслух во время собраний дервишей. Существуют разные мнения по поводу того, почему Ревгари это сделал. Однако, по существу, причина в том, что все методы работы суфиев принадлежат лишь тому времени, для которого они созданы, поскольку "все, что попадает во власть Времени, становится жертвой Времени". Подлинный же суфизм находится в процессе постоянного обновления, приспосабливаясь к новым обстоятельствам.

Другие аспекты практик Ходжаган при Ходже Арифе Ревгари, тем не менее, оставались традиционными – основной рабочей единицей была группа или круг дервишей (халка), главными методами – совершение зикра, сухбат (духовная коммуникация между Учителем и учеником, пребывание в Присутствии Учителя) и обретение практической мудрости в той повседневной деятельности, которой посвятил себя ученик. Все Учителя Ходжаган добывали пропитание ремеслом и считали, что обычная жизнь является сокровищницей обучающих ситуаций. Судя по нижеприведенной истории, Ревгари считал очень важным, чтобы, прежде чем приступить к учению, потенциальный кандидат наладил свои мирские дела и не принимал неудовлетворенные потребности обычного рода за тягу к обучению:

К шейху Ревгари пришел человек и долго и искренне умолял принять его в ученики.
Шейх говорил с ним о его жизни и проблемах, а затем отослал его обратно, сказав: "Ты получишь ответ в должное время".  Затем шейх позвал одного из своих старших учеников и сказал ему: "Пойди в дом того-то и того-то (предполагаемого ученика) и, не упоминая моего имени, предложи ему безопасную и выгодную работу в своем караванном деле".  Вскоре после этого от  предполагаемого ученика пришло письмо: "Прошу извинить меня за то, что больше не явился к  вам, так как судьба была благосклонна ко мне, и я получил превосходную работу у одного из  самых богатых купцов нашего города, и теперь все свое время я отдаю этой работе, в интересах своей семьи".

Не однажды шейх Ревгари правильно предсказывал, что люди, приходившие к нему, делали это в следствие постигшего их в жизни разочарования.  Это не единственный пример такого его поведения в подобных случаях. (из сборника “Путь суфиев” Идриса Шаха)

Годом перехода Ходжи Ревгари в иной мир считается 1262. Если верить этой дате, то он прожил не меньше ста лет, некоторые источники даже утверждают, что ему было сто пятьдесят. В Узбекистане среди простых людей Ходжу Арифа Ревгари чаще называют Мохи-Тобон ("Ясная Луна") – как мы знаем из восточных сказок, с этим небесным светилом сравнивали мужчин и женщин, отличавшихся особенно выдающейся, необычайной внешностью.

Мавзолей Ходжи Арифа Ревгари, который находится в селении Шафиркан, в 40 км от Бухары, очень прост и непритязателен - словно подтверждая слова, сказанные самим Ходжой Арифом: "Глупость - искать нечто там, где невоспитанное воображение надеется его найти. На самом же деле оно везде, где вы можете извлечь его".

Мавзолей Арифа Ревгари – простая кирпичная дахма, окруженная стеной, вокруг которой расположена галерея, где паломники читают суры из Корана или просто сидят в молчании.



Туг рядом с мавзолеем – так называется высокий столб с треугольным флагом и силуэтом пятерни на вершине, который устанавливают рядом с захоронениями святых в Узбекистане, чтобы эти места были видны издалека, в качестве призыва и напоминания.



* Оригинальный пост

(Снимки Нины Ассалам assalam786)

Содержание
Tags: Вектор, Нина Ассалам, Суфизм
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments