Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Словарь суфийских терминов

(Составитель - Азар Мирза-Бек; к тексту Наджм ад-дин Кубра)


DSC_0781Ал-арш – самая высокая девятая область неба; сердце совершенного человека. Бог, который не вмешается в этот мир, но может поместится в сердце верующего, и посему Его единственным местом пребыванием является сердце совершенного человека (инсан-и камил).


Акл-и кебир – великий разум; первый разум (акл-и аввал) - это первейшая субстанция, которая приняла акт творение от Бога. Он первый, кто узнал Бога.

Ашк – экстремальная форма любви.

Бака – вечное. Бака - это приобретение добрых качеств и нравов, после устранения, гибели (фана) дурных.

Басира – верное видение; особая сила сердца, приобретённая от потустороннего света. Способность видеть вещь в её истинном состоянии.

Баст – расширение; антитеза кабд. Расширение груди. Баст и кабд наступают после духовных состояний страха и надежды, но предшествуют состояниям близости (хайба) и благоговения (хайба). Считается, что страх и надежда являются уровнями людей начала пути, а расширение и стеснение есть состояние знатоков. Знатоки часто внешне выглядят, как будто они находятся в состоянии расширения, но на самом деле внутри себя они в состоянии стеснения груди.

Варид – приходящее, входящее; божественные истины, поступающие в сердце раба божьего, непроизвольно и без его участия. Они бывают разные – приносящие радость и страдания.

Вахда – единство. Только лишь Бог истинно един. Антитеза единства - множественность (касра). Вахда - это видеть всё как одно единое, неотъемлемое от Бога. А касра - это видеть всё как множественность, разделённость. Термин «вахдат-и вуджуд» (единство всего сотворения) означает, что Бог проявляет себя во всём сотворённом.

Вуджуд – бытие, сущность; иллюзорное представление человека об истинной реальности его «Я».  Истинное, единственное бытие, - есть бытие Бога. При проявлении Истины, «Я» человека, исчезает.

Джабарут – мир божественных имён и атрибутов; мир истин тайны происхождения.

Джамийа – единение; отстранение от всего, что не есть Бог и сосредоточение на Нём.

Зат – суть, нечто; существующее само по себе. Отношения сотворённого и Сути возможны лишь посредством Его имени, атрибутов и восхвалений.

Заук – вкус, удовольствие; состояние транса, предвкушение, начало божественных состояний, проявлений.

Зикр – поминание; групповое или личное поминание и прославление Бога дервишами, помнить и славить Бога, противоположное от состояния забытья и рассеянности. Послушник в начале славит Бога своим языком, а на определённой стадии его язык становится неподвижным, и тогда он услышит это прославление уже в своём сердце.

Истикама – прямота; верность своей клятве, придерживаться средней линии, не сбиваясь в сторону.

Истикрак – погружение. Суфий, наблюдая Бога, забывает весь материальный мир. Он тонет как камень, брошенный в воду.

Кабд – стеснение; антитеза баст; состояние сжимания груди. Раб, находясь в этом состоянии тупеет, не чего не чувствует и забывает всё, что знал.

Кайб – отсутствие, невидимое; скрытое, мир нечувственного, недоступный для понимания, мир духовного, мир, который сокрыт от раба божьего, но явный для самого Бога.

Кайба – отсутствие, потеря сознания; состояние забытья Путника от божественных проявлений, которые имеют место в его сердце. Тот, который в забытьи от мира, находиться в присутствии Бога, а тот, который в забытьи от Бога, находится в присутствии с людьми.

Калб – сердце; местопребывание ума, духа, познания; пункт, где Бог проявляет себя.

Кудси рух – святой дух; божественное дыхание.

Курси – трон; трон Бога, мир повеления (амр).

Кутб – ось, полюс; святой самой высшей категории.  Кутб - это душа мира, а мир — его тело, окружающее и вращающееся вокруг него. Взор Бога постоянно нацелен на него.

Латифа – тонкая материя. Согласно суфиям, существуют пять тонких божественных центров: сердце, дух, тайна, скрытый (хафи) и самый скрытый (ахва), которые в этой последовательности одна почётней другой.

Макам – стоянка; мистическая стоянка на пути. Достигается посредством волевого усердия.

Малакут – мир ангелов и духа.

Махабба – любовь; любовь раба божьего к Богу и любовь Бога к своему рабу. Любовь Бога первична. Если бы Бог не любил своего раба, то любовь раба божьего к его Господу была бы не возможной.

Муджахада – борьба против «низменного  Я» человека.

Мурад – цель, желанное, возлюбленный. «Мюрид» это начинающий суфий, а «мурад» это, тот кто достиг цели, Бога. Для мюрида возлюбленный (мурад) - это Бог, а для Бога - возлюбленный

Мушахада – видение, наблюдение; поднятие завесы; присутствие Бога в сердце. Для здорового наблюдения (мушахада) требуется, чтоб наблюдающий растворился в наблюдаемом. «Забыть себя и приобрести Бога».

Нафс – душа, низменные страсти, суть человека; тонкая материя, центр сосредоточения страстей человека. Существуют семь уровней нафса. Каждый следующий из них имеет свой более тонкий и светлый мир, своё состояние, свой цвет и свою разновидность внутренней, духовной борьбы.

Нур – свет, луч; одно из имён Аллаха. Свет — это божественная благодать, которая устраняет от сердца материальное и даёт ему познания. «Аллах, это свет, разлитый на небе и земле» (Коран, 24/35).

Рабита – связь. Мюрид держит в уме образ наставника с тем, чтоб получить от него духовную благодать. Первая цель послушника есть растворение, исчезновение в своём шейхе, наставнике. А это есть начало исчезновения в Боге.

Рагба – желание. Желание имеет свои степени.

Рахмат – милость. Рахмат имеет два вида. Первый - это всеобщая милость и блага Аллаха, полученные без усилия и молений. Второй - это частные блага, полученные благочестивыми людьми в последующей жизни.

Рух – дух, душа; не материальный тонкий центр человека; центр, тонкая материя познания, опустившаяся из небес и прикрепившаяся к животной натуре человека. Суть руха не объяснима.

Сакина – спокойствие; спокойствие, устанавливающееся в сердце, в следствии проявления в нём духовной благодати. От него в сердце грешника закрадывается страх, а святые же находят в нём утешение.

Сирр – тайна, сокрытое; нечто сокрытое от сотворённого; тонкая духовная материя, находящаяся в теле. Сердце, дух и тайна по своей степени сокрытия идут в этой последовательности. Сердце — это место познания, дух (рух) это место любви, а тайна это место наблюдения. Поэтому тайна - это душа духа.

Сурат – картина, образ. Так как Бог создал человека по своему подобию, то совершенный человек является Его образом.

Таваккул – уполномочивание, поручение, упование; уповать не на причины, а на Бога, на того, кто создал их; не заботиться о своём пропитании.

Талвин – разноцветье; антитеза тамкин. Если суфий, продвигаясь на пути, переходит из одного состояния в другое, то он принадлежит к людям разноцветья. Когда он достигает Бога, приобретает устойчивость.

Тамкин – устойчивость; устойчивая направленность Путника. Ищущий (талиб) находится в состоянии разноцветья, не устойчивости, а нашедший (васил) это тот, кто принадлежит к людям устойчивости.

Таджалли – проявление; проявлении в сердце раба света Его Господа. Оно бывает разных видов: проявление в сердце деяний, имён, атрибутов и сути Бога.

Фана – смерть, исчезновение; удаление человека от животных страстей его низменной души. Фана это когда человек не видит ничего кроме Бога. Её противоположностью, антитезой является бака (вечность). Фана - это исчезновение в Боге. А бака - это вечность с Богом.

Хайат – жизнь. Джунайд Багдади сказал: «На этом пути Бог уничтожает твоё «Я», чтоб дать тебе вечную жизнь с Ним». И ещё сказано «Жизнь, это смерть».

Хайба – благоговение; состояние более высокое, чем страх и надежда. Проявляется от близости к Богу. Говорят, что тот, кто попал в это состояние, находиться в забытьи, в той или иной степени, так как это состояние есть следствие проявления в сердце человека атрибута Могущества (джалали) Бога.

Хал – состояние; этот миг, истины и смыслы, поступающие в сердце суфия от Бога, как его милость, в независимости от его воли.

Хатир, хаватир – внутренний голос. Это может быть голосом души, Сатаны, ангела или Бога.

Химма – усердие; истинное намерение, сила, позволяющая достичь цель.
Хайал – воображение, иллюзия. Реальность - это Бог, а всё прочее есть иллюзия, воображение, отражение и тень.

Хузур – присутствие, быть готовым; стоянка единения; присутствие при Боге, в забытьи от себя. Присутствие при Боге это отсутствие от сотворённого. Антитезой присутствия является отсутствие (кайба).

Хувиййа – оность; истина потустороннего мира; необусловленная сущность, охватывающая всё сотворённое; Абсолют.

Ху – он; абсолютно отстранённая суть Бога, которою невозможно увидеть.

Шаук – томление; томление влюблённого к своей возлюбленной.

* Оригинальный пост

(Снимок Андрея Саликова mevlevi)

Содержание
Tags: Азар Мирза-Бек, Вектор, Саликов, Суфизм
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments