?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От larkin_donkey
(Из "Психологических комментариев" Мориса Николла, перевод Андрея Коклина)

numach_96По поводу Четырёх Тел Человека за прошедшие несколько месяцев мне довелось услышать множество ошибочных утверждений. Но ни цифры, ни диаграммы здесь ничего не значат, пока вы не поймёте сам принцип. С тем же успехом можно было бы говорить и о восьми телах: 1, 2, 3, etc. Всё равно это никому не поможет. До любых попыток формулирования идеи о Четырёх Телах, нам необходимо усвоить следующий базовый принцип. Вселенной дано человеку единственное организованное физическое тело, которое в нём работает. Психологическое тело ему не дано. Только физическое тело, изучаемое со всех сторон в науке и медицине, является упорядоченным. Ребёнок появляется на свет с уже полностью организованным, чудесно работающим телом. Его сердце работает в нужном ритме, создавая правильную циркуляцию крови, пищеварительный тракт его тоже готов к работе, и т.д.. Это действительно чудо. Далее ребёнок подрастает, окружается Личностью и в нём появляется психология. Но мы вырастаем, а наша психология так и не организуется в подобие какого-либо тела. В психологическом смысле, фактически, мы являем собой лишь некий структурный хаос. В нас нет реального психологического тела, упорядоченного или каким-то образом сопоставимого с организацией физического тела.

В одном из известных подходов к вопросу о дополнительных телах, мы начинаем с идеи существования 'многих я', из которых состоит человек, часто совершенно противоречивых и даже не подозревающих о существовании друг друга, в противоположность существованию единого Я, способного объединить и управлять импульсами различных "я". Это я бы назвал первым проблеском общей идеи того, что может представлять собой второе тело. Я говорю о "многих я", как обычном психологическом состоянии человека, в котором нет никакого единства. Жизнь сама по себе не даст нам организованного психологического тела. Для её задач это ненужная роскошь. Лишь посредством особого рода работы на собой может стать возможным формирование организованного психологического тела, как отдельного от физического.

Поэтому поймите прежде всего сам принцип "другого" тела. Он заключается именно в возможности такого развития. В таких, как мы есть, полностью механистичных, в нас нет никаких других тел, кроме физического. Мы неполны, незавершённы. Если вы понимаете этот принцип, стоящий за идеей формирования психологического тела, я продолжу далее цитатой из Успенского, где он приводил следующие слова Гурджиева. по этому поводу ("В поисках чудесного"):

"Эти четыре тела в разных учениях определяются по-разному. Первое тело – это физическое или "плотское тело" в христианской терминологии; второе тело в христианской терминологии называется "природным телом", третье "духовным телом"; а четвёртое тело в терминологии эзотерического христианства называется "божественным телом".

В теософской терминологии первое тело называется "физическим", второе – "астральным", третье – "ментальным", а четвёртое – "причинным" (т.е. телом, которое содержит в себе причины своих действий; оно не зависит от внешних причин и является телом воли).

В терминологии некоторых восточных учений первое тело называется "повозкой" (физическое тело), второе "лошадью" (чувства, желания), третье "возницей" (ум), а четвёртое – "господином" ("Я", сознание, воля).

Обычный человек не обладает этими телами и не имеет соответствующих функций . . . Главная разница между функциями человека, обладающего только физическим телом, и человека, обладающего четырьмя телами, состоит в том, что в первом случае функции физического тела управляют всеми другими функциями — иначе говоря, всё управляется телом, которое, в свою очередь, управляется внешними влияниями, а во втором случае команда или контроль исходит из высшего тела . . .

В первом случае, т.е. в случае человека, обладающего только физическим телом, автомат зависит от внешних влияний, а следующие три функции зависят от физического тела и воспринимаемых им внешних влияний. Желание или отвращение, "я хочу", "я не хочу", "мне нравится", "мне не нравится", т.е. функции, занимающие место второго тела, зависят от случайных толчков и влияний. Мышление, которое соответствует функциям третьего тела, представляет собой полностью механический процесс. "Воля" у обыкновенного человека, который представляет собой механизм, отсутствует. Такой человек имеет только желания, и вот большее или меньшее постоянство желаний и стремлений называется сильной или слабой волей.

Во втором случае, т.е. в случае функций четырёх тел, автоматизм физического тела зависит от влияний других тел. Вместо несогласованной и часто противоречивой деятельности разных желаний существует одно-единственное Я, целостное, неделимое, постоянное; имеется индивидуальность, господствующая над физическим телом и его желаниями, способная преодолеть как его инертность, так и сопротивление. Вместо механического процесса мысли существует сознание. Существует также воля, т.е. сила, не просто составленная из различных, зачастую противоречивых желаний, принадлежащих разным "я", но сила, исходящая из сознания и управляемая индивидуальностью, т.е. единым и постоянным Я. Только такую волю можно назвать "свободной", ибо она не зависит от случая, и её нельзя изменить или направить силой внешнего влияния.
И наконец, к предстоящему празднику Пасхи, думаю, уместно также будет в этом контексте привести слова апостола Павла о Воскресении (1-е послание к коринфянам):
"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное."
(Источник: Maurice Nicoll, Psychological Commentaries Vol. 4, pp 1384-1385 "ON THE FORMATION OF A PSYCHOLOGICAL BODY" Amwell, Easter, 8th April 1950)

* (Оригинальный пост)

(Снимок Михаила Попова numach)

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 14 комментариев — Оставить комментарий )
grigoriyz
28 сент, 2017 11:01 (UTC)

Сложновато для утра, но суть ,вроде, понял :)

shatff
28 сент, 2017 16:24 (UTC)
Прочёл с интересом...
pipesmokerrus
28 сент, 2017 16:52 (UTC)
Похоже на казуистику :)
val000
28 сент, 2017 18:23 (UTC)
А что не похоже?
pipesmokerrus
28 сент, 2017 18:26 (UTC)
Ни на что не похоже, на мой взгляд.
val000
28 сент, 2017 18:31 (UTC)
Я не это спросил, но это не важно. Дело в том, что попытка перевести с духовного на интеллектульное в любом выглядит как казуистика.
pipesmokerrus
28 сент, 2017 19:20 (UTC)
Именно это я и имел в виду :)
val000
28 сент, 2017 19:27 (UTC)
Но людям же интересно. Приходится переводить. Да и вреда я в этом не вижу.
pipesmokerrus
28 сент, 2017 19:29 (UTC)
Вреда нет, но боюсь, что мало кто и что понял :)
С другой стороны, надо же с чего-то начинать :)
val000
28 сент, 2017 19:33 (UTC)
ну да
Более того, я думаю, что там всё не так :)

Edited at 2017-09-28 19:34 (UTC)
pipesmokerrus
29 сент, 2017 06:06 (UTC)
А это уже вопрос веры :)
val000
29 сент, 2017 11:51 (UTC)
Не только.
( 14 комментариев — Оставить комментарий )