Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Функция, бытие и воля. Часть Третья.

От larkin_donkey
(В продолжение беннеттовских тем из серии "Драматической вселенной", перевод Андрея Коклина)

(Часть Первая), (Часть Вторая)

3. Воля.
Каким образом возможно изучать Волю? Мы не можем обнаружить Волю через поиск и наблюдение, которые приведут нас лишь к пониманию Функции. Сами же Акты Воли нефункциональны, они не являются процессом и не находятся в пространстве и времени. Акт воли являет собой вневременной момент.

Для 'воли' мы будем использовать слово "акт", а не "активность". Активность принадлежит функции. Одной из больших ошибок, сделанных психологами последнего столетия, является использование слова 'воление', совместно с 'познаванием' и 'чувствованием' (volition-cognition-affection), как трёх основных компонентов психологической жизни. Это ложное представление, поскольку сам акт воли возникает только в ситуациях реального выбора, всё же прочее время мы живём в состоянии неопределённости, бездействия... Более того, мы не способны прямо наблюдать, как работает Воля.

Но как всё фиксируется в опыте, также и Воля входит в опыт. Относительно разницы между знанием и пониманием, следует видеть, что знание принадлежит Функции, а понимание принадлежит Воле. Понимание есть то, что позволяет нам действовать — не всегда сознательно, не всегда на высоком уровне бытия, но всегда с нашей собственной Волей — от себя, а не в качестве некой части функционального механизма. Лишь в той степени, в какой я понимаю, я способен действовать. Без понимания, я лишь пребываю в состоянии функциональной активности. С пониманием, я способен реально выбирать. Если же я не понимаю, у меня может быть лишь иллюзия выбора.

У Воли есть также объективная сторона. Акты воли являются детерминантами (определяющими факторами) мира. Именно посредством актов воли происходит выбор между тем, что может быть и тем, что будет. Мир, в отсутствии актов воли, будет двигаться наугад, лишь под действием импульсов прошлого. В местах. где акты воли определяют процесс в большом масштабе, они становятся детерминантами и условиями самого существования мира. Также и мир этот был призван к существованию актом воли. В этом смысле, ни процесс, ни существо (бытие) не могут привести сами себя к существованию. Если верить, что мир был создан высшим существом, то само его творение должно быть актом воли (как в Коране: "Будь! - и он стал").

Возникновение этого мира означало одновременно и задание условий, которые будут определять само существование вселенной: например, как пребывающей под законами пространства и времени, обособленности и связности, а также принципа последовательной актуализации. Сюда же относятся и законы хазарда. Если мир наш насквозь пронизан неопределённостью и риском, причина этого в том, что сотворившему его акту воли требовался мир именно такого качества. Как только мир стал таким, спасения от этого уже нет. В нашей жизни, в своих более ограниченных сферах, мы также совершаем акты воли или решения, которые определяют условия, регулирующие социальную жизнь данного сообщества.

Опыт раскрывает себя в следующих девяти аспектах:

1111111

В пределах каждого из них возможно дальнейшее деление.

2222222

В обычном состоянии человека, он являет собой множество. В нём не одна воля, а много различных воль. В нём нет единого понимания, он понимает различные вещи по разному и это различное понимание вступает в конфликт друг с другом. Посредством Работы, всё это постепенно сливается, пока человек не приходит к состоянию единства, к одной неделимой воле, одному 'Я'. Опять же, существуют отдельные функции и отдельные части для каждой функции. В обычном человеке все они не скоординированы, проявляясь в виде различных, обособленных личностей. В целостном человеке все его функции развиты и работают вместе. Кроме того, обычный человек живёт на низком уровне сознания: он 'спит'. Он замкнут в пределах своей субъективности и не способен проникнуть в глубины собственного существа. А главное, что он не способен осознать, кто он есть на самом деле. Его собственное бытие скрыто от него самого.

Последнее разделение, которое следует преодолеть, лежит между материальным и духовным — а это является как раз причиной нашего состояния иллюзии, также как причиной нашей смертности, поскольку умирание и есть отделение материального от духовного. Цель в том, чтобы прийти к целостности.

Необходимо учиться смотреть на свой опыт и распутывать входящие в него элементы функции, бытия и воли.

Наше состояние колеблется. Иногда мы более цельны. Иногда мы живём лишь в малой части самих себя и даже можем осознавать свою замкнутость в одном определённом состоянии, загнанные туда неким мироощущением или особенным горем. Всё это относится к Бытию.

Мы можем замечать, что наши мысли и чувства не гармонизированы. Скажем, я думаю, что нечто будет правильным для меня, но хочу я чего-то совершенно другого: это создаёт конфликт между мышлением и чувствованием — функциональную дисгармонию.

Давайте взглянем на это ещё с другой стороны. У меня есть осознание происходящего конфликта между моими мыслями и чувствами. Я вижу, как меня тянет одновременно в двух направлениях — я хочу чего-то, но понимаю при этом, насколько пагубно это будет для меня или других. Мне надо делать выбор. Если я вижу ситуацию в целом, я могу совершить акт воли: я могу выбрать и сказать себе, что я не буду делать этого. Или в этом акте воли я скажу, что сделаю это и приму все последствия.

Если выбор остаётся неясен мне, то я не понимаю ситуации. Из страха я скажу "нет", а могу из желания или недостатка самоконтроля сказать "да". Если так происходит, то нет и никакого акта воли. Это просто преобладание одной функции над другой.

Аналогичные три элемента можно обнаружить и в человеческом общении. Язык, речь и смысл соответствуют здесь Функции, Бытию и Воле. Общение, как акт коммуникации, является таким актом, в котором некий смысл разделяется, понимается и принимается. То есть, можно сказать, что воля, понимание и закон вращаются вокруг смысла. Относящееся к знанию передаётся через активность языка и приходит от нашего функционального механизма. Одновременно в речи присутствует нечто, что является непознаваемым, что придаёт общую целостность самому событию коммуникации.

"Existence" / Studies from "The Dramatic Universe",
by John G. Bennett


* (Оригинальный пост)

Содержание
Tags: Андрей Коклин, Вектор, эзотерика
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments