(В продолжение беннеттовских тем из серии "Драматической вселенной", перевод Андрея Коклина)
(Часть Первая), (Часть Вторая)
3. Воля.
Каким образом возможно изучать Волю? Мы не можем обнаружить Волю через поиск и наблюдение, которые приведут нас лишь к пониманию Функции. Сами же Акты Воли нефункциональны, они не являются процессом и не находятся в пространстве и времени. Акт воли являет собой вневременной момент.
Для 'воли' мы будем использовать слово "акт", а не "активность". Активность принадлежит функции. Одной из больших ошибок, сделанных психологами последнего столетия, является использование слова 'воление', совместно с 'познаванием' и 'чувствованием' (volition-cognition-affection), как трёх основных компонентов психологической жизни. Это ложное представление, поскольку сам акт воли возникает только в ситуациях реального выбора, всё же прочее время мы живём в состоянии неопределённости, бездействия... Более того, мы не способны прямо наблюдать, как работает Воля.
Но как всё фиксируется в опыте, также и Воля входит в опыт. Относительно разницы между знанием и пониманием, следует видеть, что знание принадлежит Функции, а понимание принадлежит Воле. Понимание есть то, что позволяет нам действовать — не всегда сознательно, не всегда на высоком уровне бытия, но всегда с нашей собственной Волей — от себя, а не в качестве некой части функционального механизма. Лишь в той степени, в какой я понимаю, я способен действовать. Без понимания, я лишь пребываю в состоянии функциональной активности. С пониманием, я способен реально выбирать. Если же я не понимаю, у меня может быть лишь иллюзия выбора.
У Воли есть также объективная сторона. Акты воли являются детерминантами (определяющими факторами) мира. Именно посредством актов воли происходит выбор между тем, что может быть и тем, что будет. Мир, в отсутствии актов воли, будет двигаться наугад, лишь под действием импульсов прошлого. В местах. где акты воли определяют процесс в большом масштабе, они становятся детерминантами и условиями самого существования мира. Также и мир этот был призван к существованию актом воли. В этом смысле, ни процесс, ни существо (бытие) не могут привести сами себя к существованию. Если верить, что мир был создан высшим существом, то само его творение должно быть актом воли (как в Коране: "Будь! - и он стал").
Возникновение этого мира означало одновременно и задание условий, которые будут определять само существование вселенной: например, как пребывающей под законами пространства и времени, обособленности и связности, а также принципа последовательной актуализации. Сюда же относятся и законы хазарда. Если мир наш насквозь пронизан неопределённостью и риском, причина этого в том, что сотворившему его акту воли требовался мир именно такого качества. Как только мир стал таким, спасения от этого уже нет. В нашей жизни, в своих более ограниченных сферах, мы также совершаем акты воли или решения, которые определяют условия, регулирующие социальную жизнь данного сообщества.
Опыт раскрывает себя в следующих девяти аспектах:
В пределах каждого из них возможно дальнейшее деление.
В обычном состоянии человека, он являет собой множество. В нём не одна воля, а много различных воль. В нём нет единого понимания, он понимает различные вещи по разному и это различное понимание вступает в конфликт друг с другом. Посредством Работы, всё это постепенно сливается, пока человек не приходит к состоянию единства, к одной неделимой воле, одному 'Я'. Опять же, существуют отдельные функции и отдельные части для каждой функции. В обычном человеке все они не скоординированы, проявляясь в виде различных, обособленных личностей. В целостном человеке все его функции развиты и работают вместе. Кроме того, обычный человек живёт на низком уровне сознания: он 'спит'. Он замкнут в пределах своей субъективности и не способен проникнуть в глубины собственного существа. А главное, что он не способен осознать, кто он есть на самом деле. Его собственное бытие скрыто от него самого.
Последнее разделение, которое следует преодолеть, лежит между материальным и духовным — а это является как раз причиной нашего состояния иллюзии, также как причиной нашей смертности, поскольку умирание и есть отделение материального от духовного. Цель в том, чтобы прийти к целостности.
Необходимо учиться смотреть на свой опыт и распутывать входящие в него элементы функции, бытия и воли.
Наше состояние колеблется. Иногда мы более цельны. Иногда мы живём лишь в малой части самих себя и даже можем осознавать свою замкнутость в одном определённом состоянии, загнанные туда неким мироощущением или особенным горем. Всё это относится к Бытию.
Мы можем замечать, что наши мысли и чувства не гармонизированы. Скажем, я думаю, что нечто будет правильным для меня, но хочу я чего-то совершенно другого: это создаёт конфликт между мышлением и чувствованием — функциональную дисгармонию.
Давайте взглянем на это ещё с другой стороны. У меня есть осознание происходящего конфликта между моими мыслями и чувствами. Я вижу, как меня тянет одновременно в двух направлениях — я хочу чего-то, но понимаю при этом, насколько пагубно это будет для меня или других. Мне надо делать выбор. Если я вижу ситуацию в целом, я могу совершить акт воли: я могу выбрать и сказать себе, что я не буду делать этого. Или в этом акте воли я скажу, что сделаю это и приму все последствия.
Если выбор остаётся неясен мне, то я не понимаю ситуации. Из страха я скажу "нет", а могу из желания или недостатка самоконтроля сказать "да". Если так происходит, то нет и никакого акта воли. Это просто преобладание одной функции над другой.
Аналогичные три элемента можно обнаружить и в человеческом общении. Язык, речь и смысл соответствуют здесь Функции, Бытию и Воле. Общение, как акт коммуникации, является таким актом, в котором некий смысл разделяется, понимается и принимается. То есть, можно сказать, что воля, понимание и закон вращаются вокруг смысла. Относящееся к знанию передаётся через активность языка и приходит от нашего функционального механизма. Одновременно в речи присутствует нечто, что является непознаваемым, что придаёт общую целостность самому событию коммуникации.
"Existence" / Studies from "The Dramatic Universe",
by John G. Bennett
* (Оригинальный пост)
Содержание
Community Info