Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Функция, бытие и воля. Часть первая.

От larkin_donkey
(В продолжение беннеттовских тем из серии "Драматической вселенной", перевод Андрея Коклина)

Что знаем мы о мире? Несомненно, это некое обусловленное место, даже если и бесконечное. Если вы вспомните, о чём мы уже говорили, в нём везде присутствует 'хазард' (опасность), и это является ценой свободы. 'Хазард' приходит сюда как раз для того, чтобы дать возможность свободе и решению действовать в рамках мира времени и пространства. Но накладываемые условия пространства и времени не обладают абсолютной властью. Нечто в нас способно возвращаться к прошлому, проецировать себя в будущее и делать больше, чем просто наблюдать, как разворачиваются события. Оно способно вмешиваться в сами события и не может пребывать под теми же условиями, как и то, движением чего оно пытается управлять. Можно быть достаточно уверенными, что это 'нечто' в нас является не единственной вещью подобного рода в мире, и что, почти наверняка, это является также характерной особенностью самого мира. А если это так, то и мир также являет собой нечто большее, чем те пространственно-временные события, которые мы способны увидеть и потрогать — большее не просто по размеру и длительности, но по содержанию и значимости.

Наш опыт следует в направлениях, не полностью заключённых в рамках пространства и времени. В нас присутствует и другой, более глубокий опыт. У нас бывают одновременные, синхронные переживания или вневременной опыт, хотя большинство людей и не осознают эту сторону его природы. Кроме того, мы можем действовать в мире.

Под "существующим миром" я подразумеваю не только тот мир, которого мы достигаем посредством своих органов чувств, вместе с концепциями, полученными из знания вещей и их взаимоотношений. Я подразумеваю под этим всё возможное из доступного нам в переживании, также как всё, что может быть достигнуто в любом виде опыта. Мир есть совокупная область всего возможного опыта.

Почему именно возможного, а не фактического, актуального опыта? Мир включает в себя прошлое, а опыт прошлого не актуален, это "прошлый опыт". И он также включает в себя будущее, которое ещё не актуально, а возможно, и никогда не станет актуальным. Опыт включает в себя всё, что могло быть пережито. Если речь идёт о встрече людей, то такой опыт включает также и встречи, которые могли бы произойти, если бы на них приходили различные люди и для разных тем, выбранных для обсуждения. Хоть это и не фактический опыт и он никогда не был и никогда не будет пережит в реальности, всё это один и тот же опытный материал.

Этот мир возможного опыта является как раз миром, который "происходит". И как происходящее, оно содержит в себе некий общемировой процесс, очень сложный, состоящий из бесчисленного количества суб-процессов, вплоть до атомарного уровня и ниже, процесс, который совершается в масштабах, далеко за пределами человеческого представления. От атомов до галактик, весь мир есть процесс. И когда мы изучаем мир, мы изучаем этот мировой процесс. Мы постигаем то, что происходит в мире, наблюдаем происходящее, чтобы предсказать, что может произойти далее, а если это возможно, то и изменить то, что должно произойти, в соответствии с нашими желаниями.

Но даже если мы сделаем всё возможное на пути описания мирового процесса, мы так и не сможем сказать ничего о том, что включает в себя этот процесс. Есть множество различных видов образующих его сущностей: от огромных по размерам и длительности, подобно галактикам и звёздным кластерам, до крошечных, с бесконечно малой продолжительностью существования, как у субатомных частиц, или также малых, но с очень большой, сравнимой с возрастом вселенной, длительностью существования, как у стабильных атомов. Есть отдельные простые образования и есть сложные комплексы — вроде наших собственных тел. Есть инертно-пассивные сущности, но также есть и активно-сознательные сущности. Плюс, все эти сущности могут пребывать в различных состояниях — их тело может быть живым или мёртвым, бодрствующим или спящим.

Когда мы смотрим на что-то и мысленно спрашиваем: "Что это?", а не просто "что происходит?" или "что оно делает?", при этом вовлекаются дополнительные подразумеваемые смыслы ценности и значимости. Тем самым мы подразумеваем вопрос: "По какому праву он существует? Может ли он быть разрушен безнаказанно? Обладает ли он своим местом, которое следует уважать?"

Если речь идёт о мировом процессе, в нём одна вещь неразрывно связана с другой, поэтому мы можем лишь очень приблизительно пытаться изолировать одни события от других. Но мы можем с большей уверенностью говорить о пределах и границах отдельных сущностей, включая материальные объекты. Мы распознаём, где они начинаются и где заканчиваются. Имеют ли распознаваемые сущности некий смысл и значение или это просто некие условности восприятия, всего лишь видимые обрезки целого мирового процесса, которые мы по той или иной причине выделяем? Это на самом деле серьёзный вопрос, доступный к наблюдению, когда мы применяем его в отношении себя. Являемся ли мы действительно человеческими существами или просто случайными трансформациями материи и энергии, составляющими мировой процесс? Или же мы действительно, в каком-то смысле, являемся индивидуумами? Если мы говорим — а я не вижу, как можем мы сделать иначе — что мы есть "нечто", то мы едва ли сможем отрицать ту же характеристику и для других сущностей, поскольку мы с ними очень тесно связаны. Мы должны допускать наличие чего-то подобного и у животных, у деревьев и у великих произведений искусства, которые не являются чем-то не значимым в мировом процессе, а говорят сами за себя.

Следовательно, можно сказать, что в существующем мире есть общий мировой процесс и есть то, из чего всё это создаётся — общемировая субстанция, дающая каждой сущности её собственную потенциальность и смысл.

Это ещё не всё. Существует также то, что делает меня самим собой или делает какую угодно вещь самой собой. Это утверждение я буду называть «Волей». Люди обычно предполагают, что Воля является только качеством самих людей. И это правильно постольку, поскольку мы думаем об индивидуализированной Воле. Но всё обладает определённой волей — некой идентичностью, посредством которой данная сущность вносит свой вклад в этот мир.

Сравнительно легко говорить о первом аспекте мира — мире как процессе. Процесс являет собой всю познаваемую часть существующего мира и, строго говоря, является единственной его частью, о которой можно сказать, что мы её знаем. Когда мы наблюдаем, называем, классифицируем, регулируем и контролируем, мы учимся познавать мир и использовать это знание внутри мирового процесса.

Можно сказать, что всё известное нам о чём угодно относится к его функциям: его происхождение, каким образом оно пришло к существованию и для чего служит. Скажем, функцией куска мела является его способность делать белые отметки на чёрном фоне. Если я помещу его в определённый кислотный раствор, я получу двуокись углерода; поэтому я могу также сказать, что функция куска мела — быть источником углекислого газа. Что бы я ни знал о куске мела, всё это касается только того, что он может делать и что может быть сделано с его помощью.

Всё имеет некую функцию в отношении определённого мирового окружения. Мел, входящий в геологические формации, образует определённые пласты в земной коре. Он происходит от определённого вида морской жизни, подвергаясь различным природным воздействиям в течение ста-двухсот миллионов лет, лишь изредка возвращая захваченный углекислый газ в атмосферу. Это и есть космическая функция —насколько это касается Земли — мелков. Таким образом, существует некий комплекс функций, каждая из которых зависит от данной совокупности процессов: образование земной коры, проведение лекции, приготовление строительных растворов и так далее.

Функцию можно назвать космическим аспектом процесса, поскольку она происходит от его целостной совокупности. Всё то, что нам известно о процессе, являет собой его субъективный аспект, поскольку знание это зависит от специфических центров восприятия. То, что объективно присутствует в мировом процессе, просто является 'происходящим' или активностью.



Гораздо труднее говорить о следующем аспекте — о том, чем вещи являются...

~ • ~ • ~


(Часть Вторая, Часть Третья)

"Existence" / Studies from "The Dramatic Universe",
by John G. Bennett


* (Оригинальный пост)

Содержание
Tags: Андрей Коклин, Вектор, Околофилософское
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments