Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Видение Антония Великого

От skifos
(Андрей Васильев)

13235651.jpgЗаупокойная практика Православной церкви – один из тех пластов христианской традиции, где сохранились элементы гностического учения и ритуала. Многие её составляющие не находят обоснования в церковных догматах и подкрепляются исключительно теологуменами отцов церкви и откровениями, полученными святыми.

Одного из таких откровений мы встречаем в Житии Антония Великого, написанном Афанасием Александрийским:

«66) Антоний имел ещё и это дарование. Во время пребывания своего на горе в уединении, если иногда, предложив сам себе какой-либо вопрос, приходил в недоумение; то, по Божию промышлению, во время молитвы бывало ему о том откровение, и блаженный, по написанному, был научаем Богом (Ис. 54, 13; Ин. 6, 45). Так, однажды вёл он разговор с пришедшими к нему о состоянии души по смерти и о том, где будет ее местопребывание. В следующую ночь зовёт его некто свыше, говоря: «встань, Антоний, выйди и посмотри». Антоний выходит (ибо знал, кому должно повиноваться), и возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный, и касается главою облаков, и что восходят ещё некие как бы окрыленные, и первый простирает к последним руки, и одним преграждает путь, другие же перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорить голос: «уразумей видимое». Тогда отверзся ум его и уразумел он, что это есть прехождение душ, что стоящий великан есть враг, завидующий верным, и он подпадших власти его удерживает и возбраняет им идти далее; но не может задержать непокорившихся ему, потому что они проходят выше его. Увидев это, и такое видение прияв как бы за напоминание себе, Антоний стал прилагать еще вящшее старание, чтобы ежедневно преуспевать в прежних подвигах. Объявлял же он о таких видениях неохотно. Но поелику бывшие с ним, когда видели, что он долее обыкновенного молится и представляется удивленным, спрашивали его и докучали ему своими вопросами; то принужден бывал сказывать им, как отец, который ничего не может скрыть от детей; притом рассуждал он, что совесть его останется чиста, а им рассказ его послужить на пользу, когда узнают, что подвижничество имеет благие плоды, и видения нередко бывают утешением в трудах».

Согласно откровению Антония, суд над душами («некими, как бы окрыленными») умерших производит «князь мира сего» («враг»), а не Христос. Грешные души удерживаются врагом в материальном мире и падают вниз. Тогда как души верных «перелетают через него, и миновав его, безбедно уже возносятся вверх».

Показательно сходство этого откровения с дошедшими до нас гностическими текстами. В «Откровении апостола Павла» из Наг-Хаммади душу судит сборщик подателей, находящийся на четвертом небе, выслушивая обвинения свидетелей против души:

«Когда душа услышала это, она посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили её вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано для неё»

Душа, преодолевшая место сборщика податей, продолжает восхождение к духовным областям.

Епифаний, рассказывая об учении гностиков, отождествляет судью с творцом материального мира и Богом иудеев:

«О Сабаоте одни говорят, что имеет образ осла, а другие — свиньи; поэтому, утверждают, заповедал иудеям не есть свиньи. Но Он — Творец неба и земли, и за этим небом следующих небес и ангелов своих. Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения… не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден; он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся» (Панарион, 26, 10,6).

Согласно учению карпократиан, суд над душой осуществляет князь мира сего, заключая переданные ему дьяволом души в материальные тела:

«Соперником», как они говорят, является один из ангелов этого мира, который зовется Дьяволом и занимается тем, что приводит души, которые покинули мир, к Князю (ad Principem). Являясь первым из творцов этого мира, он передает эти души другому служащему ему ангелу, который заключает их в тела. Тело ведь, говорят они, – это темница [для души] (corpus enim dicunt esse carcerem)» Irenaeus, Adv. Haer. I 25.4.

Неудивительно, что св. Антоний объявлял «о таких видениях неохотно»! Но по сей день в церковной практике остались недвусмысленные свидетельства о существовании в церкви учения о вознесении души через сферы, подвластные «князю мира сего». Так, в каноне, читаемом за умирающего, который не может сделать этого сам, содержится просьба к Богородице помочь при выходе души из тела преодолеть «воздушного князя», в котором легко увидеть «врага» из видения Антония и судящего душу «князя мира» гностиков:

"Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного их словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно, отходяща от земли" (Песнь 4).

* Оригинальный пост

Содержание
Tags: Андрей Васильев, Вектор, Гностики, Христианство
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments