?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

От val000
(Валерий Аллин)

IMG_9137jj
”И вновь рожденный смертным - ныне
Я смутно помню блеск венца
В моей тюрьме, в моей пустыне,
В моем бессильи - до конца" (Александр Блок)
Фильм Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982 г.) сыграл в моей жизни особенную роль. Первый раз я увидел его в один из холодных осенних дней, когда ещё был студентом Ленинградского университета. Помню, я именно днём встречал кого-то из друзей-студентов на Московском вокзале, но поезд опаздывал на 2-3 часа и, дабы убить время, я зашёл в соседний кинотеатр на ближайший сеанс.

По ходу фильма моё отношение к нему менялось от негативного до шокового. Сначала сюжет показался мне невероятно занудным: в общем-то неплохой человек, молодой инженер Макаров (его играет Олег Янковский), не может найти себя в типичной советской жизни (в исполнении Олега Табакова, Людмилы Гурченко, Олега Меньшикова, Александра Адабашьяна…) в течение полутора часов, а потом вдруг в день своего рождения, после выражения к нему любви и уважения всеми окружающими решает уйти из жизни. Конец фильма потрясает. У меня буквально открылись глаза. Я впервые понял, как убивает ложь социалистического «застоя», впервые задумался над тем, что не хочу жить той жизнью «от телевизора до автомобиля», которую уготовило мне родное правительство. Более того, именно тогда я начал думать о жизни, как наказании. Боль героя Олега Янковского перешла в меня…

Первые же отзывы в советских газетах разочаровали меня своей необычайной глупостью и злобностью. Макарова называли сомнительным «героем нашего времени»: такое полное ничтожество конечно же нельзя было возводить в ранг типичного советского человека. В противовес ему люди из его окружения признавались заслуживающими всякого уважения. Я же воспринимал всё наоборот. Герой Янковского - единственный живой человек в фильме. В нём ещё горит детское ощущение особенного смысла своего существования. Невидимая сила снова и снова «поднимает его к небу» (символ - разжимающийся лист зажатой в руке бумаги), но он уже умирает, как умерли окружающие его университетские товарищи. Живые души забыли, зачем они родились на свет и погрязли в существовании по всем правилам «скотного двора»: еда, размножение, спокойное существование до самой смерти, «перья от павлина»... В Макарове, лучшем из них, всё ещё жива душа (код в фильме – желание летать). Окружающие тянутся к ней, как тянутся мёртвые к тёплой крови в фильмах ужасов, награждая его казалось бы незаслуженным уважением и любовью. Очень пронзительно в фильме показана душевная неприкаянность – нежелание смириться с жизнью. Эта неприкаянность нормальна: любой живой человек ночью на кладбище чувствуют себя неуютно... Казалось бы у него есть выход – вот рядом кипит жизнь, но её фальшивость очень тонко проявляют эпизоды с участием Михалкова, Меньшикова и Адабашьяна. "Мы чужие на этом празднике жизни…" Правда, надо помнить, что речь идёт не о гении, а об обычном молодом человеке.

Прошло 25 лет. Забылись злобные нападки просоветских кинокритиков, вызванные его якобы откровенной антисоветской направленностью. Казалось бы, со временем должен был выкристаллизоваться правильный взгляд на "Полёты" (и я даже видел в своё время пару таких отзывов), но и сейчас интернет пестрит глупыми высказываниями по поводу этого неординарного фильма. Наверно самым существенным обвинением фильму и его сценаристу Виктору Мережко в плагиате. Речь шла о похожести «Полётов» на пьесу Вампилова «Утиная охота». Фильм по этой пьесе ("Отпуск в сентябре" с Олегом Далем) был снят ранее (1979 г.), но его не пустили в прокат: самоубийство главного героя было плохим примером для начинающих инженеров-романтиков. Не мне судить о плагиате, но я рад, что это пробуждающее к жизни, отрезвляющее лекарство пробилось-таки в прокат.

Был слух, что погибнуть герою Янковского в конце фильма не дала цензура. В таком случае он в точности повторил бы судьбу Вампиловского Зилова («Утиная охота»), а конец был бы ещё более «говорящим»: из «мира мёртвых» Сергей Макаров отправился бы домой, «в мир живых». Впрочем, ничего, кроме конкретного указателя на Небо в трагическом конце нет. Самоубийство - не выход, а заход на повторный круг. Можно предположить, что по примеру многих других Макаров должен был бы в этой ситуации запить, а позже, может быть, и найти выход, как нашёл его другой герой Янковского – Игорь Брагин в фильме Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию».

В заключение я хочу сказать, что «Полёты во сне и наяву» - фильм многоплановый. Кто какой уровень понял, тот такой уровень и обсуждает. Для меня это фильм о душе, её ценности для человека, о том, как узнать человека, пока ещё не предавшего свою Родину-Небо. Поэтому я ставлю «Полёты» практически на один уровень с такими фильмами как «Тот самый Мюнхгаузен» и «Дом, который построил Свифт». Так сложилось, что большее потрясение чем от «Полётов» я получил только от «Андрея Рублёва» Тарковского. Там Любовь показана как основа, на которой выткан узор жизни. Без Любви жизни нет…


Оригинальный пост

(Снимок Валерия Аллина)

Содержание
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 22 комментария — Оставить комментарий )
smzrtski
22 мар, 2015 08:07 (UTC)
меня тоже потряс, но и расстроил, тем что герой не очистил народ и не повел за собой.
Про отрезок телевизор-машина для меня тогда было все ясно,- как мне казалось. А вот про то что остаться важнее чем уйти,- как раз решалось.
val000
22 мар, 2015 12:40 (UTC)
Да, герой оказался не "советским", но он очень хорошо уложился в "схему Михаила". Смотрите раздел "Люди со старой душой" - это высший уровень развития человека - дальше уже - святые :)
korpilyon
22 мар, 2015 09:49 (UTC)
Сам Янковский в публичном выступлении, показанном по ТВ ещё в советские годы, сказал о своём герое так: "Человек в сорок лет делает себе публичное ХАРАКИРИ... Вскрывает себя ножом." Думаю, не только в советской, в любой другой реальность этот персонаж оказался бы страдающим и кромешно одиноким. Правда, в СССР такого рода разлад одинокой души и общества выглядит особенно трагично...
А "самоубийство" в фильме заменено "возвращением в утробу матери". В начале фильмв герой Янковского пытается написать матери письмо. В конце - залезает в стог (нижняя часть стога чрезвычайно похожа на те "ворота", через которые мы приходим в мир), принимает позу зародыша, закапывается в сено... Это символическое возвращение (попытка возвращения!) туда, откуда герой пришёл в мир.
val000
22 мар, 2015 12:35 (UTC)
Очень хорошо подмечено! Там ещё есть переход, через возврат в детство - он бегает с мальчишками по полю.

К сожалению, я не смотрел тогда телевизор - в общежитии не до этого было :)
korpilyon
22 мар, 2015 13:20 (UTC)
Ну, Янковский в молодости не очень хорошо говорил, так что много Вы не потеряли. Однако, вот эта фраза мне запомнилась...
val000
22 мар, 2015 13:26 (UTC)
Это только подтверждает, что там знали, что снимают :)
korpilyon
22 мар, 2015 13:33 (UTC)
Это да, это безусловно! )
val000
22 мар, 2015 13:47 (UTC)
Посмотрите как хорошо уложился главный герой в "схему Михаила" - смотрите раздел "Люди со старой душой" - это высший уровень развития человека - дальше уже - святые :)

Каждый уровень имеет семь составляющих, отражающих все главные для человека семь стадий. Герой Янковского только что перешёл границу к уровню "Старая душа".

Edited at 2015-03-22 13:49 (UTC)
korpilyon
22 мар, 2015 14:43 (UTC)
Валер, я очень осторожно отношусь к любым классификациям, поскольку каждый человек - неповторим. Но, в принципе, - да, многое совпадает. Вообще же, на мой взгляд, герой Янковского страдает прежде всего от того, что прозябать ему невыносимо, а к "полёту наяву" - он явно не готов. Драма в том, что он не может любить. А его самого любить сложно (почему в финале все отворачиваются от него, даже Гурченко, которая его, кажется, действительно любит).
val000
22 мар, 2015 15:03 (UTC)
Не знаю, не знаю, я бы его любил :)

Полёта наяву быть не может - о том и фильм. Это только "стремление в Небо".
korpilyon
22 мар, 2015 15:23 (UTC)
Ну, "любить" - это одно, а "постоянно быть рядом"...)))
А полёт наяву - это, я думаю, творческий экстаз, влюблённость, озарения, какие бывают у учёного. В общем, лучшие моменты в жизни, когда человек и Создатель (пусть на короткое время) - едины.
val000
22 мар, 2015 15:55 (UTC)
Не без того :)
l_ilham
23 мар, 2015 20:09 (UTC)
Люблю этот фильм тоже. С огромным удовольствием еще раз прочитала твое понимание фильма, впечатления о нем, и ваш диалог.
ptiz_siniz
12 сент, 2016 10:48 (UTC)
Как-то оказалось, что я не видела этот фильм... Но ощущение духоты от советской действительности я помню очень хорошо, хотя была девчонкой, когда пришел Горбачев. Но и то я успела прочувствовать этот удушающий идеологический круг, когда если не нашёл реализации в профессии - тот всё, кранты, других возможностей дышать нет. С ужасом вспоминаю эту атмосферу и каждый раз поражаюсь, как те, кто сейчас с удовольствием вспоминает СССР, не запомнили это мучительное ощущение двухмерности...
val000
12 сент, 2016 12:34 (UTC)
Лучше не скажешь.
После развала СССР, когда я стал бывать за границей, меня там много справшивали о том, как было и как стало в России. Я обычно отвечал, что это как спать с одеялом: в СССР мы были укрыты им с головой - было тепло но дышать нечем, а потом одеяло забрали - стало много воздуха, но холодно. Вот сейчас народ в поиске одеяла. Те, кто не нашёл, хотят назад.
ptiz_siniz
12 сент, 2016 12:44 (UTC)
Образ с одеялом хорош!
А вообще я счастлива, что мне довелось получить доступ к той литературе, которая позволила нащупать выход, раскрыла новые пути, смыслы... Порой, читая литературу 19 века, ловлю себя на том, что жалею и писателей, и их героев: насколько легче им было бы нащупывать дорогу, живи они в наших 90-х или сейчас...
shatff
12 сент, 2016 17:11 (UTC)
Пересмотреть, что ли...
val000
12 сент, 2016 17:19 (UTC)
безусловно да
shestovskikh
12 сент, 2016 20:35 (UTC)
Очень люблю этот фильм. И конечно, есть общие черты с "Утиной охотой" (которую тоже перечитываю постоянно), но как отражение той эпохи, а не плагиат.
val000
12 сент, 2016 20:45 (UTC)
:)
Тогда Вам может понравится и моя заметка об "Утиной охоте".
( 22 комментария — Оставить комментарий )