Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Categories:

Об истоках морали

От val000
(Валерий Аллин)

IMG_0647ss
«Тот, кто смотрит правде в глаза, … гораздо реже падает в яму, чем слепой» (Карл Юнг «Современный миф»)
«Человек - животное стыдящееся» Даниил Гранин
В «Мастере и Маргарите» Булгаков говорит, что Кант доказал, что в области разума не может быть доказательств существования Божия, но создал вместо существовавших ранее пяти ещё одно. Конечно оно не из области разума, а значит - иррационально. Какое? На мой взгляд, намёк на него содержится в знаменитой фразе Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это «доказательство» - наличие совести, голоса души. Другими словами - наличие души, существование которой не имеет рациональных доказательств, проявляющееся в голосе совести.

(Подробнее)

Человек не приемлет, когда его называют злым, глупым, или бесчестным. Каждый человек уверен, что если он не творит добро прямо сейчас, то у него это в ближайших планах. Какое добро, кому и как – отдельный вопрос. Сейчас важно отметить удивительную направленность в действиях, которая складывается в общечеловеческий вектор движения. Кант нашёл, что у этого желания «активно творить добро» есть две составляющие (моими словами): конкретная и предполагаемая. Желание – мотивация к действию.

(Далее – то же ещё раз, но уже конкретнее по Канту)

Кант считал, что совесть (душа), руководит нашими поступками посредством максим (мотивов) и императивов (правил). Императивы бывают категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Другими словами, Кант определял тот самый «моральный закон в человеке» как Категори́ческий императи́в (нем. kategorischer Imperativ, от лат. imperativus - повелительный). Кант ввёл это понятие в рамках его концепции автономной этики. Оно должно объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды и необходимое единство этих принципов.

Если перевести это на язык моего мировоззрения, то душа человека имеет ясную установку на добро и истину. Душа заставляет тело думать и двигаться в этих направлениях. Если мы способны слышать голос своей души – мы идём правильно. В какой-то степени это доступно «живущим по совести», но в полной степени, наверно, только просветлённые способны полностью руководствоваться в своей жизни духовными законами. Движение к просветлению – основная задача всех религий (хоть они и добиваются просветления разными методами; см. Хардинг «Религии мира»). Действительно, святым может быть только очень добрый человек.

Что остаётся остальным - общественная мораль. Она вырабатывалась веками методом проб и ошибок (; Pieter Bruegel the Elder). Представьте себе, что человек просветлённый имеет зрение и может избежать препятствий на пути, тогда как абсолютное большинство, подобно сбившимся в кучу слепым, вырабатывает правила движения, подсчитывая потери. Движется оно медленно и только благодаря тому, что некоторые слепые по молодости выскакивают за пределы «морали слепых». Иногда им везёт. Как говорил Максим Горький: «Безумству храбрых поём мы песню!» Если вы не считаете себя просветлённым, то я бы не рекомендовал вам выходить за пределы общественной морали. Будет ли выходить просветлённый? Он может, но вряд ли пойдёт без необходимости. Хотя его мораль и общественная почти идентичны, но мудрость подсказывает ему, что от народа лучше не отрываться – не поймут. Даже если он выходит в направлении общего движения. Так мне кажется, что Иисус Христос был, есть и будет вечным укором большинству живущих.

Общественная мораль несовершенна, но благодаря ей общество упрямо движется в заданном направлении. Кем заданным? Это вопрос духовный.

Оригинальный пост

(Снимок Валерия Аллина val000)

Содержание

Tags: Аллин (текст), Аллин (фото), Вектор, Околофилософское
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments