?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

О сути религии

От val000
(Валерий Аллин)

IMG_5449bНа мой взгляд, есть некая суть, открытая мне Юнгом (см. также «Письмо Леонхарду» от 05.12.59), согласно которой религия всегда была, есть и будет необходима: в подсознании человека она - естественный противовес государственной власти. Карл Юнг говорил, что при ослаблении одного из этих институтов (государства или религии), другой начинает брать на себя его функции, при этом извращая свою сущность и порождая фанатиков, доказывающих, что так и надо.

Пример: не так давно я слышал по радио (США) историю, рассказанную женщиной – участницей вторжения в Ирак. В Ираке она служила в снабженческом конвое и была ранена. Колонны машин с грузами для армии часто останавливали партизаны, уничтожая и людей, и машины. Перед очередным выездом командир их колонны получил директиву: «В связи с тем, что партизаны начали использовать детей для остановки конвоя, сажая их на проезжую часть, не останавливаться ни в коем случае». Другими словами, первая машина должна была давить детей, но в ней за рулём должен был ехать живой человек и, в данном случае, её друг. Он пришёл к ней вечером перед выездом: плакал и говорил, что остановит машину. Он понимал, что если остановится – погибнут его друзья, но задавить ребёнка должен был именно он. Его душа категорически отказывала ему в разрешении на этот поступок. В тот вечер он заранее просил у неё прощения.

Вот именно в душе человека государственные интересы наталкиваются на чувство личной ответственности (на совесть). На мой взгляд, очевидное существование именно этого чувства, превышающего страх наказания и даже смерти, а не суеверие лежит в основе любой религии. Именно это чувство даёт человеку намёк на существование Всевышнего и порождает религиозное благоговение. Суеверие вторично. Древние говорили: «Timor dei initum sapientae» (Страх Божий – начало премудрости). Суеверный ужас - не основа, а стимул к движению (см. К. Юнг «Письмо к Юджину М.Э. Рольфу» от 19.11.60).

На практике разделение векторов очевидно: государству важно сохранить большинство, а религия настаивает на возможности только личного спасения («Спаси себя и хватит с тебя»). Оба института очень важны, но государство - скорее порождение «князя мира сего». Интересно, что когда государство почти уничтожает религию (например, в СССР), то оно вынуждено «навешивать» на себя некоторые религиозные атрибуты: появляются, например, «бессмертные» герои («Ленин и теперь живее всех живых») и их святилища (мавзолей); и эти атрибуты государственную власть облагораживают. Попытки же религиозных институтов взять на себя государственную власть приводят к осквернению самой сути религии, поскольку она начинает жертвовать единицами своих приверженцев ради счастья их большинства. Например, взрывы смертников, уносящие без разбора жизни и "правоверных", и "нечестивых", религиозные лидеры объясняют тем, что неверных погибает неизмеримо больше, что противоречит Корану, категорически запрещающему убийство мусульманином даже одного мусульманина.

Оригинальный пост

(Снимок Валерия Аллина val000)

Содержание

promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…

Комментарии

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
korpilyon
29 авг, 2014 07:01 (UTC)
Статья очень хорошая, только трудно согласиться с Юнгом, когда он говорит: "Суеверный ужас - не основа, а стимул к движению". Страх, ужас во взаимоотношениях человека и Бога возможны лишь тогда, когда речь идёт о язычестве. Христианство - религия сильных, свободных и смелых. Страх для христианина не стимул, а препятствие, которое необходимо преодолеть.
val000
29 авг, 2014 14:30 (UTC)
Как вы относитесь к христианскому выражению "страх божий"?
korpilyon
29 авг, 2014 15:05 (UTC)
Считаю это выражение очень приблизительным. Под ним подразумевается чувство благоговения перед Создателем. Равно как и словосочетание "раб Божий" мне кажется парадоксальным. Какой же человек раб, если он по образу и подобию?
Видимо, в определённый исторический период более доступного широким массам верующих названия для христианина не нашли.
val000
29 авг, 2014 15:14 (UTC)
благоговение со страхом не спутаешь

Здесь подробности.
korpilyon
29 авг, 2014 15:56 (UTC)
Люди всё могут спутать!)
val000
29 авг, 2014 16:07 (UTC)
Спутать божий страх с благаговением можно, если не знать чувства благоговения.
korpilyon
29 авг, 2014 16:32 (UTC)
Вот именно, Валера, вот именно! Веничка Ерофеев как-то сказал: "Христос говорил, что может возвести храм и разрушить в три дня. Почему же в три дня, а не сразу? Так убедительней для обывателя."
Мне кажется, что формулировка со словом "страх" - доступней для большинства, коему "благоговение" мало знакомо.
val000
29 авг, 2014 17:16 (UTC)
Мне оно хорошо знакомо. Это даже близко не страх.
korpilyon
29 авг, 2014 17:20 (UTC)
Конечно! И в этом, по-моему, сущность Христианства. "Я не грешу не потому, что боюсь наказания, а потому, что не хочу огорчать Того, Кто так меня любит".
paia
29 авг, 2014 08:14 (UTC)
Не надо игры на понижение
Да, для большинства религия - Убежище. И поэтому, наверное, можно пытаться объяснять её "снизу". Но не стоит забывать о тех, для кого религия - Путь.

Наука о религии не верит в реальность своего предмета, она его считает иллюзорным.


Выпишу из Розанова ("Уединённое):

Знаете ли вы, что религия есть самое важное, самое первое, самое нужное? Кто этого не знает, с тем не для чего произносить "А" споров, разговоров.


Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию.

Тихие, темные ночи...

Испуг преступленья...

Тоска одиночества...

Слезы отчаянья, страха и пота труда...

Вот ты, религия...

Помощь согбенному...

Помощь усталому...

Вера больного...

Вот твои корни, религия...

Вечные, чудные корни...


Лучшие люди, каких я встречал, - нет, каких я нашел в жизни: "друг", великая "бабушка" (Ал. Андр. Руднева), "дяденька", Н. Р. Щербова, А. А. Альбова, свящ. Устьинский, - все были религиозные люди; глубочайшие умом, Флоренский, Рцы, - религиозны же. Ведь это что-нибудь да значит? Мой выбор решен.

Молитва - или ничего.




val000
29 авг, 2014 14:33 (UTC)
Очень сумбурно. Если честно, то я ничего не понял.
val000
29 авг, 2014 15:31 (UTC)
да
попробуйте конкретизировать
paia
29 авг, 2014 17:06 (UTC)
Вряд ли диалог будет плодотворным, мы говорим на разных языках. Вам ближе Профессор и Писатель, мне - Сталкер.
val000
29 авг, 2014 17:14 (UTC)
Сталкера я ставлю выше. Тут Вы поняли с точностью наоборт.
val000
30 авг, 2014 22:33 (UTC)
Re: :-)
Замечательная статья.
paia
31 авг, 2014 11:34 (UTC)
Рецензии на "Сталкер"
Нормальная. Впрочем, до Игоря Ивановича Евлампиева ему далеко: http://paia.ru/forum/viewtopic.php?p=7586#p5432
val000
31 авг, 2014 13:00 (UTC)
Re: Рецензии на "Сталкер"
Спасибо, посмотрю.
tanikota
31 авг, 2014 19:02 (UTC)
Страх божий - самая первая ступенька духовной лестницы восхождения к Богу - Истине.
Для человека, обремененного "системными ошибками" в данном воплощении(рождении) по разным причинам, страх божий, можно сказать, тоже же что и страх огня. Огонь притягивает, но при слишком близком соприкосновении - обжигает. Аналогично и страх божий: душа боится, трепещет, но неизменно тянется к Богу.
И в самом начале Любовь божия всегда "попаляет грехи", обжигая "глиняную" оболочку души. Но по мере возрастания и очищения души от этих оболочек, приближение к Богу наполняет ее благоговением и трепетом.
Юнг описывает эту тягу и тоску по Бозе - как заложенный изначально в душе архетип Бога.
И этот архетип постоянно посылает импульсы, стимулирующие в душе потребность в движении к этому иcточнику.
В разных религиях этот источник имеет различные названия.

Edited at 2014-08-31 19:10 (UTC)
val000
31 авг, 2014 19:23 (UTC)
нааверно так и есть
(Анонимно)
1 сент, 2014 15:22 (UTC)
альтернатива государству только анархия. но всякая религия это та или иная иерархия , если не божественная иерархия «демократии» политеизма, те. всякая религия создана по подобию божиему. Само противопоставлание государаства и нравственности абсурдно. И не всякая религия настаивает на личном спасении. Взрывы же смертников как и взрывы народовольцев когда-то, означают лишь то что жизнь человека ими ценится меньше чем жизнь целого.,
val000
1 сент, 2014 15:36 (UTC)
Согласен, но речь не идёт об альтернативе государству. Я не знаком с релиниями, в которых речь не идёт о личном спасении. Вы под этими словами понимаете что-то не то.
(без темы) - huseyn_gurbanov - 9 июн, 2018 14:58 (UTC) - Развернуть
vladimirdar
23 июн, 2019 19:09 (UTC)
Любопытные соображения!)
( 26 комментариев — Оставить комментарий )