Валерий Аллин (val000) wrote in nad_suetoi,
Валерий Аллин
val000
nad_suetoi

Category:

Теория вселенского чудотворения

От y_d_dargye
(Владимир Вишняков)

"Теургия (древнегреческое θεουργία, из θεός «бог, божество» + ὄργια «обряд, священнодействие, жертвоприношение») - «богоделание», «магическое искусство» достижения богоподобного состояния, совершаемое посредством призывания (инвокации) или личного воздействия (эвокации) на одного или нескольких Богов. Цель теургии - воссоединение с Божественным, достижение Гнозиса и возвышение теурга. Также, теургия - это «искусство» воздействовать на божества, духов, демонов при помощи определённых ритуалов"

«Что такое теургия? Это – работа богов, а также вся человеческая деятельность, направленная на получение божественной помощи. От теологии, науки об именах и природе богов, теургия отличается своим действенным, практическим характером: она – реальный опыт единения с богами; и она – все, что служит такому единению» (Лосев А.Ф., История античной эстетики. Том VII)
Божественное сияние (ellampsis)
21374_600Основой теургии является, по Ямвлиху, всеприсутствие божественного в космосе. Сияние (ellampsis) божественного света неограниченно и самопроизвольно изливается повсюду. По этой причине в космосе нет такой вещи, которая была бы лишена присутствия Бога и не могла бы использоваться в теургии. Боги дарят пророчества, а совершаемые теургом действия и применяемые предметы (materia magica) лишь вмещают этот дар и благословение. Ямвлих считал, что теургия – это заповеданное Богами совершенное жреческое служение, происходившее, прежде всего, у так называемых священных народов – египтян и ассирийцев (халдеев). Она является подражанием Богам, и в своей главной работе, "О Египетских Мистериях", он охарактеризовал теургические ритуалы как "ритуализированную космогонию", которая наделяет воплощенные души Божественной ответственностью создания и сохранения космоса.

По Ямвлиху, сущность (ousia) вещи является источником способности (dynamis), которая реализуется в действии (energeia). Обитатели разных уровней бытия распознаются именно по отличию своих энергий. Люди обладают врожденным знанием о Богах – вернее, это даже не знание (потому что у него нет противоположности), а изначальное соприкосновение, - и задача теургии состоит в том, чтобы раскрыть это знание как деятельный принцип (энергию). Поэтому Ямвлих рассматривал теургию как «обращение к самим себе» и как форму самопознания. Необходимо также заметить, Ямвлих считал, что соединение с божественным происходит на уровне энергии, а не сущности - поскольку энергии не образуют сущности, но могут указывать на них. По Ямвлиху совершенный теург не образует одну ипостась с вдохновляющим его божеством, поскольку это означало бы единосущие (homoousion). В этом он расходился со взглядами своего учителя Порфирия.

Теургические действия не затрагивают (не аффицируют – т.е. не принуждают) высших Богов, а имеющаяся в некоторых случаях страстность действия объясняется особенностями и многообразием человеческого существования и материального мира. Страстный характер обрядов объясняется страстностью обращающегося. Боги «бесстрастны и невозмутимы, хотя и снизошли к изменчивому и претерпевающему миру», а каждая вещь, причастная Богам, «восприемлет от них частицу по-разному: одно - как свойственно эфиру, другое – как свойственно воздуху, третье – как свойственно воде». Посредническую функцию выполняют даймоны (демоны): они высвечивают «неизреченное в Нем (в Божественном Начале), как то, что можно высказать, и невидимое – в виде образов, и то в нем, что превыше всякого смысла, сводит к ясным смыслам». Но более совершенный теург не нуждается в таком посредничестве – достигнув ангельского чина, он общается с Богами непосредственно.
Ямвлих считал, что инициатива принадлежит Богам. Восхождение человека – в руках Богов, без божественной помощи человеческая мысль всегда остается вне постигаемого ею предмета. Только Боги способны перенести человека через непереходимый барьер, присоединить его к себе, обожествить его. Своими собственными усилиями человек погубит себя, если приступит к теургии без нравственной и интеллектуальной подготовки. Нужно всячески молить Богов о помощи.


Учение Ямвлиха о теургической молитве

По Ямвлиху, божественные имена выражают природу богов, и установлены не по человеческому произволу. Непонятность имен «варварских» богов является проявлением их человеколюбия – и служит укрытием или «завесой» их сверхъестественной духовной силы и смысла. Повторение божественных имен (синфем) само по себе является возвышающим и очищающим действием, – оно способно «зажечь мыслительный факел» и «озарить сердце сиянием мудрости».

Подобно именам, молитва также пробуждает божественное в человеке. На высшей ступени молитвенной практики Бог соединяется с божественным внутри человека. Кроме того, молитва придает совершенство жертвоприношению и трем теургическим добродетелям (вера, надежда, любовь), а также создает «нерасторжимую теургическую общность с богами».

Ямвлих выделяет три вида молитвы:

1) собирающий (узнавание и соприкосновение с божественным);

2) связующий (образующий общность умов теурга и богов, «ниспосылающий дары прежде речей» - потому что божественные энергии излучаются быстрее, чем ум); и

3) неизреченное единение (обретение совершенного единения, покоя и власти).

Плодами молитвы являются осияние, успех в обычных делах и наполненность души огнем.
Согласно Ямвлиху, Боги способны слышать молитвы, поскольку Они (как первые причины) «схватывают все, что под ними» - то есть они «охватывают в себе актуализации слов благих людей, и в особенности тех из них, кто посредством священного служения утверждается в богах и соединяется с ними. Ведь тогда само божественное без [человеческого] искусства соединяется с самим собой и участвует в мыслях, выражаемых молитвами, не как иное в ином»

* Оригинальные заметки здесь и здесь

(Снимок с телескопа Хаббл)

Содержание

Tags: Владимир Вишняков, неоплатонизм, теургия
Subscribe
promo nad_suetoi october 31, 2013 14:02 6
Buy for 100 tokens
Содержание: Речь в зачатке лишь звук... Борис Херсонский Хвалитель на договоре. Геннадий Добрушин Одноклассник. Юлия Комарова Четверостишие Абдалах Б. Аббаса. Валерий Аллин И замысел тайный ещё не разгадан... Лариса Миллер Я - король. Геннадий Добрушин Имеющий подлость…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments